Уже 6 лет казанский Музей Л.Н.Толстого добивается выделения средств на реконструкцию уникальной дворянской городской усадьбы начала XIX века, что на ул. Япеева, 15. Именно здесь четыре года жил студент Казанского Императорского университета Лев Толстой. Потом тут был детский сад, а с 1992 года полуразрушенная усадьба находится в запустении, и процесс разрушения продолжается..
Студенты КГУ и школьники вместе с сотрудниками Национального музея РТ навели здесь небольшой порядок, и даже были начаты раскопки на одном маленьком участке усадьбы. Находки поразили археологов и историков: сотни черепков глиняной, фарфоровой, стеклянной посуды, старинная монета 1837 года, подковы, утюг, другая домашняя утварь, которой, возможно, пользовался сам Лев Николаевич. Некоторые их этих находок непременно займут достойное место в будущей экспозиции музея великого писателя.
- Мы не просто просим: «Дайте нам денег на музей!» Мы хотим показать, что готовы к тому, чтобы музей был: у нас готова концепция музея, есть уникальные экспонаты. В этом нам помогут московский Музей Толстого и «Ясная Поляна». Главная проблема - в финансировании. Несмотря на наши обращения в разные инстанции, в этом году на музей не было выделено ни копейки. Что будет дальше - неизвестно. В 2008 году весь мир будет отмечать 180-летний юбилей Толстого. Времени осталось очень мало. Но если вопрос с выделением средств решится в ближайшее время, то можно надеяться, что через два года отреставрированная усадьба, где жил Толстой, распахнет свои двери для посетителей, - рассказала заведующая музеем Светлана Коновалова.
А пока небольшая фотовыставка и экспозиция археологических находок расположились всего на несколько часов прямо во дворе усадьбы. В дом зайти никому не разрешили - опасно: в любой момент обветшалые стены и крыша могут рухнуть. Чтобы избежать беды, вход в здание перекрыли яркими лентами. А завершилась акция необычным зрелищем - в небо взлетели сотни бумажных самолетиков и журавликов. Они были сделаны из листов многотомной переписки дирекции Музея Толстого с различными ведомствами. Это подтвердило истину: «Бумага должна двигаться быстро!» Кто-то пошутил, что чиновники хоть с бумагой помогли. Потом самолетики были сожжены на костре, и пока они горели, каждый, кто пришел отметить день рождения Льва Николаевича, загадал заветное желание. Какое? Догадаться несложно.
Ольга ИВАНЫЧЕВА