Должны ли мы платить магазину за разбитую банку?

В магазине я случайно задела на полке стеклянную банку с джемом, и она разбилась. Пришел охранник, потом администратор, мне сказали, что я должна заплатить за ущерб, причиненный магазину. Мои же доводы, что банка стояла на самом краю прилавка, а проходы слишком узкие, во внимание не принимались. Пришлось оплатить осколки, хорошо, что банка стоила всего 68 рублей. А если бы разбилась дорогая бутылка? Права ли администрация магазина?

news_top_970_100

Что говорит закон? Если вы случайно, без умысла повредили принадлежащий магазину товар, например, задели бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась, и это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты ненамеренно испорченного товара. Статья 1064 Гражданского кодекса РФ гласит, что невиновное лицо освобождается от обязанности возместить вред. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. И этот риск согласно статье 211 Гражданского кодекса России несет магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае до оплаты товара в кассе его собственником является магазин.

ШАНТАЖ. Нередко персонал магазина делает вид, что эти статьи Гражданского кодекса ей неизвестны. И при возникновении такой ситуации прибегает к различным уловкам, пытаясь заставить вас выложить деньги. Так, например, охранник может вызвать продавца, менеджера, директора, которые дружно заверят вас в необходимости возместить стоимость испорченного товара. Причем делать это они будут очень громко, стараясь привлечь внимание других покупателей в расчете на то, что вам станет неловко и вы оплатите товар. В таком случае придется доказать, что вы повредили товар нечаянно. Это несложно сделать путем просмотра записи видеокамер, которых в современных супермаркетах предостаточно.

Как себя вести. Предложите администрации магазина составить акт о порче товара, в котором обязательно изложите свои соображения по поводу инцидента. Например, что в проходе был мокрый пол или его ширина не соответствует нормам. Один экземпляр акта обязательно возьмите с собой – он пригодится, если дело дойдет до суда.

Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть ваши родственники, друзья или просто покупатели магазина). Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаев инцидент будет исчерпан. Ведь ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного вами товара.

ВМЕШАЛСЯ ОХРАННИК. В случае, если охранник магазина не выпускает вас до тех пор, пока не оплатите стоимость испорченного товара (а он имеет на это право – вы посягнули на чужую собственность), напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того, как ваша вина будет доказана судом.

Нюанс. Учтите, что для составления акта потребуются ваши паспортные данные. Ни в коем случае не давайте свой паспорт в руки представителям магазина, тем более не отдавайте его в залог! Вы можете просто продиктовать данные паспорта, не показывая его никому. Но, самое главное, и это вы не обязаны делать: требовать документы могут только сотрудники милиции, но не продавцы или охранники.

Основные случаи, когда виновен покупатель, а когда магазин

Виновен покупатель

- если вы взяли в руки товар и по неосторожности выронили его и разбили,

- если к порче товара привело ваше неуместное поведение в торговом зале (бег, драка, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.),

- если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорогого виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинули бутылку в стену).

В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью. Можете подобрать осколки и унести их с собой.

Виновен магазин

- если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, горками из товара,

- если товар расположен на стеллаже неустойчиво и, взяв одну банку, вы разрушили всю «конструкцию». В зале самообслуживания товары должны быть расположены таким образом, чтобы покупателям было удобно изучать весь ассортимент и выбирать нужный товар (п. 32 Примерных правил работы предприятия розничной торговли, доведенных письмом Комитета РФ по торговле от 17.03.94 №1-314/32-9),

- если в магазине мокрый пол и вы испортили товар, поскользнувшись,

- если товар разбился, упав с ленты на кассе.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100