Если продолжится связь поколений

Знание своих корней необходимо человеку. Во мне смешана кровь предков пяти национальностей. Ленинградская папина бабушка Елена Иосифовна Петровская - дочь польского пана И.Петровского из г. Кракова и литовки из г. Риги.

news_top_970_100

Мой дед, Сакмаров Адольф Александрович, и моя бабушка, Кайбияйнен Татьяна Михайловна, - ленинградские дети, которых удалось вывезти из осажденного города.

Я не застала в живых деда Адика, умершего до моего рождения, тем более не застала его родителей, но из рассказа его сестры Ирины знаю, какой след оставила на всю жизнь в их сердцах война. Вот выдержки из ее воспоминаний: «Папа ушел в Ленинградское ополчение. Мама, работавшая в Ленинградской академии наук, эвакуировалась в Казань. Собраться не было времени. Мама побежала искать братишку Адика, а я, захватив только фотоальбом, побежала на вокзал.

Ехали очень долго, часто останавливаясь. Эшелон несколько раз подвергался бомбежкам. Мы выбегали, ложились на землю. Бомбы разрывались рядом, были убитые и раненые. Крики, стоны, кровь... Наконец доехали до Казани. Приютила нас родственница. В маленькой комнате тети Вали, у которой было своих четверо детей, а муж воевал, спали на полу, под столом. Взрослые работали целыми днями, а мы учились».

Мое поколение знает о Великой Отечественной войне в основном из телевизионных передач, книг и кинофильмов. Нам это время кажется далеким прошлым. Но живая память моих бабушек, дедушек, которые были участниками и свидетелями многих событий тех страшных лет, помогает проникнуться их болью.

Семью дедушки в 1943 году постигло большое горе - пришло известие о гибели под Ржевом прадеда, Сакмарова Александра Ефимовича. Это потрясение и воспоминания об эвакуации были так сильны, что прабабушка Нина Васильевна решила не возвращаться в Ленинград, хотя после снятия блокады пришел вызов в родной город.

Так мой дед Адольф Александрович Сакмаров стал казанцем, создал здесь семью, но своего сына отправил учиться на родину, в Ленинградскую консерваторию, по окончании которой Олег стал ленинградцем, а его дети, мои двоюродные братья, - уже коренные жители этого прекрасного города.

С городом на Неве связана и семья моего папы, Алексея Викторовича Кайбияйнена. Его маме Тане, живущей вместе с сыном сейчас в Санкт-Петербурге, было всего три года, когда началась война. Отец ее ушел на фронт, а мама, Елена Иосифовна, с двумя малолетними детьми (брату было пять лет) эвакуировалась в Татарию. Очень молодая, привыкшая к обеспеченной жизни, красивая, модно одетая, в туфлях на высоких каблуках, не захватившая в спешке теплой одежды, она, как рыба, выброшенная на берег, испытала шок, оказавшись в татарском селе Кинер Арского района. Не будь вокруг хороших людей, односельчан, принявших самое теплое участие в судьбе эвакуированных, не сохранить бы ей малолетних детей. Елена Иосифовна впоследствии перебралась в Казань и стала учителем.

Семья моей бабушки Тани вернулась домой в Ленинград. Отец ее, пройдя всю войну, после освобождения от фашистов Австрии был комендантом г. Вены и демобилизовался только в 1950 году. Бабушка Таня и ее брат закончили университет. Бабушка стала биологом, кандидатом наук, доцентом в вузе. В городе Петрозаводске на практике познакомилась с дедом Виктором, тогда еще молодым физиком, по национальности финном. Отсюда пошла необычная для слуха жителей Татарстана моя фамилия Кайбияйнен.

История семьи Кайбияйнен не менее трагична. Мой родной дед Виктор Константинович - «узник фашистского концлагеря», такое свидетельство получил он, подняв архивы, сохранившиеся в Хельсинки. Советские финны, жившие в пригородах Ленинграда в бывших финских селах (с. Тайцы), оказались оккупированными немцами. А после Отечественной все финны, жившие под немцами, были репрессированы и отправлены в Сибирь. Только благодаря тому, что прадед Константин Викторович сумел «отстать от поезда» вместе с женой и тремя сыновьями и спрятаться в глухом лесу, он сохранил семью. Пять лет назад мой дед Виктор Константинович и все его родные уехали в Финляндию на постоянное жительство, так как финское правительство возвращает своих соплеменников на историческую родину, предоставляя им квартиры. До отъезда в г. Тампере он приезжал в Казань, чтобы повидаться со мной, своей внучкой, и многое рассказал о своей родословной.

Знание своих корней необходимо человеку. Во мне смешана кровь предков пяти национальностей. Ленинградская папина бабушка Елена Иосифовна Петровская - дочь польского пана И.Петровского из г. Кракова и литовки из г. Риги. В Польше и ныне живут мои родственники - потомки Петровских. Папин дедушка - русский, казанская бабушка - татарка, а дед - русский. Кто же я по национальности? Какое это имеет значение? Моя родина - Казань, Татарстан, Россия. Мне дорога моя малая родина, я горжусь древней тысячелетней Казанью, люблю Волгу, дачу в селе Ташевка на ее берегу. Не меньше люблю и Санкт-Петербург, где и сейчас живут мои папа с бабушкой, мой родной дядя с женой и моими двоюродными братьями.

Уже шестьдесят лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, мало осталось ветеранов, дети их состарились, но память о них будет жива, если продолжится связь поколений, если каждый будет знать свою родословную и передавать эти знания своим детям и внукам.

 

Дарья КАЙБИЯЙНЕН

news_right_column_240_400