Ежик вышел из тумана в гоголевской шинели

В Казани побывал автор легендарной «Сказки сказок», признанной лучшим мультфильмом всех времен и народов.

news_top_970_100

Почетный президент XVII международного фестиваля анимационного кино «Крок - Мир детства» Юрий Норштейн ответил на вопросы корреспондента «КВ»:

- Может быть, действительно сейчас художнику легче самому придумать и нарисовать мультфильм, тем более что современные компьютерные технологии это позволяют?

- Тут разная природа творчества. Писатель по сути своей одиночка. Ему необходимы только ручка и бумага или компьютер. Живопись - тоже дело одиночек. А в кино индивидуализма быть не может. Кино - это коллективное творчество. Наверное, есть отдельные исключительные случаи, когда один человек является и автором сценария, и режиссером, и художником и компьютер ему и мать, и дитя, и друг, и помощник. Но большинство режиссеров в одиночку кино делать не могут.

- Юрий Борисович, какие у вас ощущения от просмотренных на фестивале мультфильмов?

- Интересные картины есть. Они, безусловно, другие. Но, наверное, они и должны быть другие, потому что жизнь меняется. Но в целом я достаточно осторожно оцениваю ситуацию в современной мультипликации. Это связано не только с качеством картин, но и с отношением государства к проблемам кино. У нас все ставится на капиталистические рельсы. Для развития рыночных отношений в экономике это нормально. Но когда рынок вторгается в сферу искусства, это просто губительно. И в этом случае я могу сказать абсолютно ответственно - капитализм аморален по своей сути. И никто меня в этом не переубедит.

- А как вы относитесь к так называемой мультипликации для взрослых?

- Да, она так называется. Но когда я смотрю современные мультфильмы, удивляюсь, для кого это снимают и показывают? Чаще всего это фильмы не для кого. Я для себя до сих пор не могу определить, «Шинель» по повести Гоголя, над которой я работаю, - это кино для взрослых или не только? Конечно, оно явно не для детей, потому что нужен определенный человеческий и житейский опыт, чтобы его понять.

...Я заметил, что любой разговор о современном анимационном кино начинает приобретать мрачные тона, хотя мультипликация - радостное, светлое искусство.

Но когда посмотришь панораму фильмов, которые представляют на фестивалях, то в целом ощущение остается достаточно мрачноватое. И это не потому, что режиссеры снимают правдивое, беспощадное кино. Дело в другом. Художники перестали интересоваться тем, что происходит вокруг.

- Чего, по-вашему, не хватает молодым режиссерам-аниматорам, помимо денег, конечно, чтобы снимать талантливые картины?

- Не хватает чувства воображения и чувства внимания к окружающему миру. Надо уметь более подробно смотреть вокруг - и не только наблюдать, как живут люди, чем они обременены, но замечать, как шелестит листва, как красивый осенний лист тихо и плавно опускается на воду... Это и просто, и сложно.

news_right_column_240_400