Пресс-конференции Рашида Рахимова уже становятся третьим таймом любого матча «Рубина» вне зависимости от результата. Рашид Маматкулович адекватно реагирует на все вопросы: неудачный сведет к шутке, «теоретический» разложит по полочкам, с казанскими журналистами на «ты», но доброжелателен, и это «ты», как кажется, никого не напрягает от слова «вообще».
Общение с представителями прессы после матча с «Уралом» не стало исключением. Главный тренер «Рубина» и в этот раз не стал давать каких-то комментариев по матчу – сразу начал отвечать на вопросы.
— Удивляет ли вас, что в последних играх команда так много забивает после стандартов?
— Лучше скажу, что удивляет, да? И радует. Причем четыре мяча (два – «Крыльям» и два – «Уралу» – прим. ред.) забили защитники, конкуренция возросла.
— Интересно, как на тренировках…
— Нет, не делаем, – моментально реагирует Рахимов. – Ничего не делаем. Просыпаемся, выходим и… (смех в зале). Ну а как ты думаешь, делаем мы это на тренировках или нет? Почему мы сегодня орали? У нас было два варианта розыгрыша, а мы взяли и придумали что-то другое, – главный тренер не уточняет, какой гол имеет ввиду – после углового или после штрафного.
«Чтобы играть в четыре защитника, нужны качественные игроки»
— Сегодня «Рубин» сыграл в четыре защитника – впервые –за 17 матчей под вашим руководством…
— Ты считаешь мои матчи? – удивляется главный тренер (смех в зале).
— Это не сложно. Удовлетворены ли вы тем, как сегодня действовала оборона?
— Нет. Если у соперника были шансы, то, естественно, есть вопросы. Но у нас сегодня были эпизоды, когда Ширяев перестраивался третьим центральным защитником, потому что мы видели количество высокорослых игроков у соперника, и на это надо было обращать внимание. Вы же видели, сколько было длинных передач, подач в штрафную, борьбы – отсюда наши частые смещения в эту зону в тройке. Но вы понимаете, можно играть любую схему – очень важно качество исполнения. Когда говорят, что три центральных защитника – это оборонительная схема, я с этим не соглашаюсь. Вы же автоматически выдвигаете одного игрока в середину или вперед. Поэтому такая схема не может быть чисто оборонительной. Для чего ты делаешь трех центральных? Когда есть большое число высокорослых игроков, которые борются. Во-вторых, ты закрываешь середину, через которую бывает очень много комбинаций и розыгрышей, пытаешься насытить эту зону, и тогда соперник чаще играет через фланги, потому что через центр тяжело пробиваться.
— Но иногда это не помогает…
— Конечно! – ты меня опередил. Это не значит, что три центральных – это надежность, все зависит от качества исполнения. Как и в любой схеме. А для того, чтобы играть в четыре защитника, тебе нужны очень качественные игроки. В середине – те, которых не страшно оставлять один в один, которые могут и в скорости посоревноваться, и в единоборствах, и в дуэлях в воздухе. На флангах – те, кого тяжело «один в один» обыграть и которые могут выполнить определенный объем работы. Для меня существуют определенные критерии игры, и если мы пока не соответствуем этому моменту, я выбираю то, что есть.
«На Иванова рассчитываем каждый день»
— Как оцените игру Игоря Коновалова, который вышел на поле впервые после долгого перерыва из-за травмы?
— Очень хорошо, он молодец. Его пока не хватает физически, но он два стандарта исполнил и с мячом неплох, но ему не хватает кондиций.
— Можете дать оценку игре Никиты Яновича? И кто в команде отвечает за выбор вратаря на игру?
— Мы это обсуждали с самого начала, и когда в игре с «Локомотивом» Янович допустил ошибку, мы сразу договорились, что это ни в коем случае не должно породить недоверие его игре. Любой игрок имеет право на ошибку, и я им говорю: «Тот, кто ничего не делает, не будет ошибаться. Самое главное, чтобы вы реагировали на ошибку и быстро ее исправляли». А футбол и состоит из ошибок соперников. Кто быстрее реагирует на них, исправляет, тот будет получать преимущество. Янович допустил ошибку, но я ему об этом даже не сказал. И для меня было понятно, что сегодня он выйдет.
— Тренер «Урала» заметил, что «Рубин» сейчас напоминает голодную волчью стаю…
— Нет, питание на базе хорошее, все есть, еду от игроков никто не прячет. Может быть сырое мясо надо добавить (смех в зале). И сейчас я в раздевалке сказал команде: находить у вас ошибки, проблемы – это наша, тренерская, работа, мы должны это делать. Но меня радует одно: что вы слышите то, что вам говорят, вы пробуете, стараетесь и делаете. И то, о чем мы договаривались вначале – не должно быть равнодушия в игре – у вас присутствует. А ошибки будут, причем и очень тяжелые, из-за которых будем терять очки и проигрывать матчи. Но ни в одном из игроков я не вижу желания где-то отстоять, недоработать. Да, бывает, что реагируют поздно, но желание есть. Тот внутренний стержень, который должен быть у каждого человека.
— Не показалось ли вам, что «Урал» еще не отошел от болезненного поражения в матче с «Зенитом»?
— Мне кажется, этот вопрос надо было задавать Виктору Михайловичу (главному тренеру «Урала» Ганчаренко – прим. ред.). А я – не врач «Урала», я не знаю.
— Олег Иванов сегодня сыграл 90 минут. Значит ли это, что в следующем матче в Нижнем Новгороде вы на него не особо рассчитываете?
— Почему? ( улыбается). Просто сегодня мы видели, что Олег Иванов вел эту игру, через него шли многие моменты. И мы видим его техническую оснащенность, когда он начинает раздавать эти передачи… Они радуют. Я очень хорошо знаю Олега, знаю, что он многое умеет. У него есть характер. Да, он не может выполнять большой объем работы, но за счет позиции, за счет работы с мячом он может убрать большое напряжение, которое бывает. Поэтому мы на него рассчитываем и в следующей тренировке, завтра, и дальше каждый день, и в Нижнем Новгороде.
«Сегодня Бака очень старался»
— У «Рубина» непростой график, игра пришлась через полтора дня на второй с половиной. Каково ваше отношение к такому календарю? Наверное, не случайно весь стартовый состав сегодня был другим.
— Да, потому что по показателям, по анализу крови у большинства игроков не было максимального восстановления. Естественно, ты понимаешь, что этот объем они не выдержат. Сразу же были запланированы большие изменения. И если те, кто играл против «Динамо», выйдут, то на небольшой отрезок времени. Но с этим сталкиваются все, и мы не новички в такой ситуации. К тому же я понимал, что если бы выпустил игроков основного состава, то они не смогли бы так двигаться.
— Как вы оцените игру Солтмурада Бакаева, который вышел в старте, отыграл 80 минут? Но показалось, что ему сильно доставалось от вас во время матча.
— Тебе не показалось, ты же слышал все, что я ему говорю (смех в зале). Солтмурад выходит с огромным желанием, с большими эмоциями. И зачастую эти эмоции неконтролируемые. И у него бывают эпизоды в действиях, которые вредят и ему, и команде. Отсюда – очень много подсказок ему во время игры, чтобы он контролировал ситуацию, не делал вещей, которых в этот момент ситуация не требует. Делай все надежно. Используй пространство, свою скоррость! Когда он это делает, то достаточно хорошо выглядит в атакующих действиях. Как только начинает что-то выдумывать – его эмоциональный фон начинает зашкаливать. И идут такие эпизоды, какой был при ответном голе, когда впереди есть пространство, где можно сыграть, три человека рядом, с которыми можно обыграться, получить мяч. Но идет разворот и перевод мяча в другую сторону… И я в перерыве сказал ему: Бака контролируй эмоции, и твоя игра станет намного лучше и полезнее. И еще бывают эпизоды, когда мяч в стороне, игрок его не контролирует, повернулся и просто пошел. Я ему всегда говорю: не смотри вниз, ты же не контролируешь ситуацию. Ты не должен из эпизода выключаться. При штрафных, когда соперник быстро разыгрывает, ты должен возвращаться за линию мяча, видеть его: видишь мяч – контролируешь эпизод, знаешь продолжение атаки. Но если потерял первый эпизод, то второй можешь не контролировать. И эти вещи мы требуем от игроков. А качества у Баки есть хорошие – скорость, удар очень неплохой, он может один в один обыграть. Но важно понимать, в какой ситуации все это делать. Сегодня он очень старался, в каких-то эпизодах у него получалось хорошо.
—Было много разговоров на тему якобы конфликта с Лисаковичем. Сегодня вы снимаете его с игры в перерыве. Можете объяснить, почему?
— Весь первый тайм Виталик играл эпизодически. Я помню один эпизод в конце первого тайма, когда он великолепно в штрафной развернулся, пробил по воротам. Но за весь первый тайм он не зацепился ни за один мяч. Мы через него не смогли выходить в атаку, очень часто из-под него мячи выбивались. И даже когда были потери, он выключался. Поэтому я ему сказал: Виталик, все нормально, но в этих компонентах нужно добавлять, потому что ты важен для нас как нападающий. А играть только тогда, когда есть мяч и только по эпизодам неправильно, потому что есть десять игроков, плюс ты – одиннадцатый, и ты не отделяешься от команды. И потом, мы планировали, что Джоэль выйдет сегодня на 45 минут во втором тайме. Нет конфликта (улыбается).