Играй, играй, тальяночка моя!

Таких мужчин, как Риф Якупов, поискать. В свои 82 года он молод душой и телом, оптимистичен и предан необычному делу: мастерит татарские национальные гармошки.

news_top_970_100

- Родился Риф Ганиятович в Башкирии, - рассказывает его жена Лилия Мавлиевна. - Во время войны он был подростком. Как и всем, семье пришлось выживать. С малых лет Риф работал кузнецом. Тогда же увлекся тяжелой атлетикой и борьбой - поднимал гири, штангу. Стал мастером спорта, 35 лет боролся. Потом мы перебрались в Казань, работали на КОМЗе механиками-сборщиками. Тут мой бабай и увлекся гармошками. Играть-то он еще в молодости научился. Позже заказал себе гармошку у мастера. А после сам стал их мастерить.

Теперь гармошки Якупова радуют народ в Сибири и Башкирии, в Ульяновске и Москве, в Марий Эл. А одну даже в Швейцарию увезли.

- Бизнесмен один увез, - подтверждает Риф Ганиятович. - Он тальянок наших никогда не видал.

Каждая его гармошка уникальна. Причем абсолютно все сделано вручную, начиная от деревянного основания и заканчивая резными украшениями из меди. По словам Рифа Ганиятовича, тальянок сейчас не делают. Мастеров почти не осталось. Если и покупают гармошки, то в скором времени приходят к бабаю ремонтировать. Риф Ганиятович же все на славу делает, чтобы его тальянки радовали и слух, и взгляд не одно поколение.

- Приезжал к нам один молодой москвич, - вспоминает Лилия Мавлиевна, - учился играть у бабая. Даже на видео записал.

А поучиться есть чему. Риф Ганиятович не только собирает гармони, но и играет на них так, что заслушаешься! В основном старинные татарские мелодии. Кроме тальянок казанский мастер делает и знаменитые саратовские гармони, на которых исполняет русские народные мотивы.

День Риф Ганиятович проводит с любимыми тальянками - собирает их, ремонтирует. Супруга терпит. Но переутомляться мужу не позволяет. По ее словам, если не запрещать, мастер будет работать с 6 утра до 12 ночи.

- И не понимает, что пора остановиться, - сетует супруга.

- Так я же для себя. Для души и тела, чтобы было чем заняться. В Казани-то мастеров нет! - оправдывается Риф Ганиятович.

На что супруга вздыхает: горя и у них хватает.

- Нас смерть сына подкосила, - делится Лилия Мавлиевна. - Но жить-то надо. Я по дому хлопочу. А бабай только с гармошками забывается. Так и доживаем, внуков, правнучек нянчим. Нам ведь с бабаем на двоих уже 150 лет.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100