Девушка-консультант одобрительно улыбается. О достижениях бабушки узнают все, кто встал в этот момент в очередь к терминалу.- Теперь я «продвинутая»! Сегодня внуку похвастаюсь, - смеется пенсионерка, торопливо пряча чеки в авоську и заряжая очередь позитивом. По моему мнению, с табличкой «Зона самообслуживания», которая венчает сейчас терминалы и банкоматы, поспешили. Только немногие казанцы с первого раза справляются с чудо-техникой. Потому и берут с собой родственников, которые с легкостью пробегают пальцами по кнопкам. От клиентов-одиночек консультанты не отходят ни на минуту, подсказывая, на какую кнопочку нажать и куда вставить денежку. По сути делают то же самое, что раньше кассиры, принимавшие платежи. Спектр эмоций, равно как и возрастов клиентов, широк: от «Ой, как он быстро «скушал» мою денежку!» до «Зайду-ка я сюда с дочерью в другой раз». По казанским филиалам банков я хожу в пиковый день, когда добросовестное старшее поколение уже с утра платит по счетам. Бабушки в очереди любезно предлагают мне пройти вперед. Дескать, я молодая, с аппаратом быстро разберусь. А им пока консультант объяснит, куда денежку девать, времени много пройдет... Отказываюсь, выражаю готовность подождать. В ответ меня хвалят за терпение и уважение. А еще я говорю консультанту, что мне, возможно, тоже понадобится его помощь. Бабушки в очереди спорят о взимаемых процентах, о том, где считывается код с квитанции и где получить чек. Их, привыкших платить все до копейки, смущают округляемые суммы. - Вам 61 рубль 43 копейки надо внести. Но терминал при оплате наличными такой возможности не дает. Сколько будете вносить, 60 или 70 рублей? - уточняет консультант.Клиентка принимает решение - шестьдесят, но беспокоится, что полтора рубля она недоплатила. Консультант успокаивает подопечную.- Учиться не хочется. Все равно не запомню, что за чем. Хорошо, что есть девушка, она поможет. У этого агрегата хоть кнопки нормальные, - комментирует уже следующая посетительница, отдавая квитанции в руки консультанта и не желая возиться с техникой. - А там (машет рукой в сторону аппарата электронной очереди) только экран. Я в первый раз вообще растерялась.- Да-да, и я, - вторит ей дама в элегантном пальто. - Прихожу в один прекрасный день в только что отремонтированный банк, а при входе аппарат. Без кнопок! Услышала только три знакомых слова - «возьмите талончик» и «очередь». А вот аппарат с этим, как его... сенсорным экраном напугал меня. Мои глаза видят, что нажимать некуда! Ну я и развернулась, стараясь уйти незамеченной. Хорошо, что меня окликнул консультант и решил проблему. - Аппарат электронной очереди на первых порах пугал старшее поколение, - говорит консультант Ирина уже в другом филиале. - Бабушкам и сейчас приходится объяснять, как пальцем давить на сенсорный экран «электронки». Да еще демонстрировать на собственном примере, что в этом нет ничего сложного и страшного. Увлекшись, бабули, бывает, отклоняются от заявленного курса, из любознательности интересуясь еще и устройством сенсорного экрана. Две дамы друг за другом предъявляют претензии банкомату. Одна, едва войдя в зал, бросается к кассе, радуясь отсутствию привычной очереди-змейки, и... попадает к консультанту, который отправляет ее к аппарату. А женщина ну никак не хочет мириться с электронной очередью, вываливая на сотрудника свои аргументы. Но, получив талончик, устраивается на стульчике. Другая, пришедшая уточнить информацию по кредитной карте, не знает куда нажать, чтобы получить талон. В желании помочь меня опережает другая клиентка, гордящаяся новыми навыками:- Ой, а я теперь знаю куда нажимать! Давайте и вам нажму! Щелкнув пальцем по экрану, вынимает талон своей «коллеге», которая извиняясь поясняет, что в первый раз пользуется этим устройством. Получив талончик, одни пожилые посетители сидят в ожидании по старинке - с книжками или вязанием, с невероятной скоростью орудуя спицами и крючками. Другие, опасаясь пропустить свой номер, сосредоточенно, не отрывая глаз, смотрят на монитор с цифрами. И, держа ушки на боевом посту макушки, внимают электронным приглашениям к кассе.
Как казанцы справляются с электронными терминалами
- Как я его ловко, а! - хвалится юркая бабуля в синем пуховике, впервые самостоятельно оплатившая счет за телефон с помощью банковского терминала.