Женя Миронов — российский фотограф и художник, номинант премии Кандинского. Его работы популярны как на Родине, так и за рубежом. Женя вошел в десятку лучших молодых фотографов России, а за плечами у него более 25 персональных выставок по всему миру.
«Современное искусство — это некое ремесло, в котором автор, художник должен уметь работать с образами и обладать пониманием режиссуры и драматургии. Несмотря на то, что все последние десятилетия культура постмодерна убедительно дала понять, что искусство — это что-то очень простое и по типу „понятно-непонятное“, для меня все современное искусство — это ремесло», — рассказывает Женя Миронов.
Серия известного фотографа «Построение метафор» включает в себя 140 работ. Каждая состоит из двух снимков (диптих), совершенно разных по плану, но похожих по пластическому проявлению. То есть на первый взгляд кажется, что предметы на картинке идентичны, но только присмотревшись, элементы различаются. На эмоциональном уровне две фотографии создают ощущение родства.
«Конфликт, получаемый на стыке, решается в голове у зрителя, рождая третий план. План, в котором свойства и качества одного объекта, изображенного на верхней картинке, перенесены на другой предмет, изображенный на нижней картинке, и взаимодействуют с ним, рождая новый синтетический образ — метафору. Это новый тип восприятия», — поясняет Женя Миронов.
На данном диптихе кадр срежиссирован таким образом, что перед зрителем предстает полумир. С одной стороны, есть жизнь, а с другой — она утеряна. Кадры совместно создают ощущение дуализма реальности, ощущение присутствия и в то же время отсутствия чего-то важного.
Работы Жени Миронова часто демонстрируют то, что уже утратило смысл в повседневной жизни, но обретает его заново в другой интерпретации. При создании серии «Построение метафор» автор не пользовался средствами монтажа, все основывалось лишь на форме, масштабе и положении элементов картинки.
«Смотря на закат, можно так в него погрузиться и испачкаться. Как бы войти в закат, в некое состояние любви, откровения. В слове „откровение“ есть слово „кровь“», — объясняет он.
Отчасти замысел Жени Миронова связан с кино, где два кадра в масштабной последовательности рождают новый — третий план. Художник вдохновился теорией монтажа советского кинорежиссера Льва Кулешова, который состыковывал два разных плана. Деятель кино предполагал, что сопоставление двух кадров рождает не только новую смысловую нагрузку, но и может менять само содержание одного кадра в зависимости от другого. Миронов же формирует соединение между двумя на первый взгляд не похожими объектами.
«Это метафора времени. Верхний кадр — это годовые кольца дерева, появляющиеся раз в год. Нижний кадр — это секундные кольца, насекомое попало в воду и пытается выбраться, тем самым оставляя после себя волны, отражающиеся на дне. Я ввожу зрителя в цикличное восприятие времени», - делится художник.
Работа представляет собой обратную последовательность вырубки леса. Кадры поменяны местами, поэтому получается, что лес рубили и заново посадили. Это располагает к позитивному восприятию.
Завершающая работа всей серии — фотографии со знаком бесконечности. Автор выстроил кадр так, что полоска снега находится на стыке двух изображений. Это действительно кусок реальности, который создала сама природа. В этот момент у зрителя в голове появляется вопрос: «Может и все остальные работы также состыкованы самой природой?». Этот вопрос так и остается открытым по задумке художника.
«В моем понимании искусство, и в том числе английское art, созвучно слову „орудие“, то есть некий инструмент. Мне нравится данная связь. Потому что если искусство — это некий инструмент, а инструмент — то, что позволяет тебе выжить, то без него вообще невозможно существовать», — считает Женя Миронов.