Камиль исхаков открыл миру современную Казань

О малоизвестных и интересных деталях установления даты основания города и связанных с юбилеем событиях рассказывает заместитель председателя горсовета Казани Людмила Николаевна Андреева.

news_top_970_100

- Мой депутатский стаж в горсовете исчисляется с 1995 года, и в первые же месяцы моей работы в горсовете, общаясь с зарубежными коллегами и партнерами в Москве и за рубежом, мне нередко приходилось слышать вопрос: «А Казань, это где? В Казахстане?» Конечно же, мне было обидно - уникальный город с многовековой историей после снятия «железного занавеса» оказался совершенно неизвестным даже для образованных людей во многих странах.

И вот однажды, в октябре того же 1995 года, мэр Казани Камиль Шамильевич Исхаков пригласил меня в свой кабинет и в числе прочих вопросов сказал о том, что наши ученые занимаются уточнением года основания Казани. Рассказав это, Камиль Шамильевич поручил мне заняться этим вопросом, к которому потом подключилось большое число российских и зарубежных специалистов и политиков. Безусловно, в памяти каждого участника этой работы сохранились свои, личные воспоминания о том, как это было. Мне же особенно запомнилось вот что. Вскоре после памятной беседы с мэром, в апреле 1996 года, работая в архиве одной из библиотек Парижа, я узнала, что французы располагают уникальными историческими документами, что примерно 10 веков назад на месте Казани уже велась торговля пушниной, зерном, металлами, текстилем. Более глубокие исследования, проведенные учеными Франции и других стран, а также нашими татарстанскими учеными и археологами, подтвердили версию о том, что нашей Казани - без малого 1000 лет. И что круглая дата приходится на 2005 год.

По-моему, больше всех этому открытию были рады президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев и мэр города Камиль Шамильевич Исхаков. Еще в 1998 году, 7 лет назад, в условиях жесточайшей гиперинфляции, когда подавляющее число жителей Татарстана не успевало сводить концы с концами, президент и мэр города понимали, что принесет Казани ее 1000-летний юбилей. Так это и произошло.

Вслед за успехом наших общих усилий по включению Казанского Кремля в список памятников всемирно-исторического значения ЮНЕСКО Казанью заинтересовались международные организации. Несколько позже, когда общая политическая и экономическая ситуация в России и в Татарстане стабилизировалась, в Казань потянулись инвесторы. Но тогда до получения крупных инвестиций Казани было еще далеко.

Вот лишь один пример отсутствия информации о Татарстане и о Казани. В 2000 году мы вели в Ватикане переговоры о возвращении списка Казанской иконы Божьей Матери в Казань. Так вот, высшее католическое духовенство Ватикана было приятно удивлено и обрадовано, что в Татарстане люди разных национальностей и конфессий живут в мире и согласии. А то, что я, русская православная женщина, являюсь заместителем главы законодательного органа столицы Татарстана, было для них просто открытием.

Кстати говоря, к 1000-летию Казани наряду с возвращением православной церкви этой иконы верующие мусульмане также получили подарок. К юбилею города в Стамбуле был переиздан тираж первого изданного в Казани в 1803 году Корана, ныне находящегося в хранилище редких книг и рукописей Казанского государственного университета.

Открою читателям один «секрет». Знаете ли вы, на что, кроме строительных площадок, обращают внимание зарубежные инвесторы в Казани? Кроме экономики города они хотят понять, нет ли рисков и угроз для их капитала по причинам политической нестабильности. Сейчас, вслед за ИКЕА, Метро Кэш энд Керри, Рамстор инвесторы многих других компаний с мировым именем уже встали к нам в очередь. Значит, задача открыть современную Казань для всего мира оказалась нам по плечу. И я счастлива, что судьба дала мне возможность участвовать в этой работе.

Так что одной из главных составляющих прорыва, который город Казань сделал в период подготовки к юбилею, я считаю разрушение былого стереотипа о Татарстане и о Казани как о дремучем крае, где на берегах Волги бродят медведи...

news_right_column_240_400