Казань на Великом чайном пути

news_top_970_100

Татарстан вошел в масштабный международный туристический проект «Великий чайный путь». Разрабатываемый маршрут проляжет по историческому пути экспорта чая из Китая в Москву через Монголию, Сибирь, Урал, Поволжье.

В рамках маршрута планируется развивать новые проекты в сфере экскурсионного и образовательного туризма.

Казань на Великом чайном пути занимала значимое место. Но обо всем по порядку.

Окно в Европу и дорога на Восток

Китай долгое время оставался едва ли не единственным поставщиком чая в другие государства. Сухопутный маршрут от Москвы до Пекина был открыт сибирскими казаками Ивашкой Петлиным и Петрунькой Киселевым еще в 1618 году. Оттуда в Москву это «заморское зелье» вместе с другими закупленными китайскими товарами впервые доставили с посольским караваном. Привел караван «тобольский бухарин» Сейткул Аблин, нанятый как имевший торговые дела с китайцами и знавший к ним караванные дороги, в сопровождение посольства во главе с Федором Байковым - его московский царь Алексей Михайлович снарядил в китайскую столицу для установления торговли между двумя государствами.

Миссия оказалась удачной, и в Пекин отправился новый караван. На этот раз Сейткул Аблин повел 26 человек - 16 русских и 10 татар. А 27 августа 1689 года состоялось заключение первого соглашения между Россией и Китаем о границах и условиях торговли. Подписали его в пограничном городке Нерчинске, потому и договор называли Нерчинским. Что интересно, он стал для Китая первым соглашением в отношениях с европейскими странами.

Установление караванной торговли произошло уже при царствовании Петра I, который не только прорубил окно в Европу, но и проложил дорогу на Восток. Караваны отправлялись в Поднебесную регулярно. С подачи «бухарцев» в состав караванов включали татар, известных как торговый народ еще со времен Казанского и Сибирского ханств, к тому же они привлекались также в качестве толмачей - переводчиков.

Протяженность караванного пути от Москвы до Пекина составляла от 8139 верст до 8832 верст (верста - 1,06 км).

Это долгое и небезопасно путешествие длилось примерно два года. Сначала маршрут был длинный, но потом утвердились более удобные и короткие маршруты через Казань, Уфу, Царев Курган и Кяхту. Для государевой казны караванная торговля с Китаем оказалась весьма прибыльной, и уже за первые десять лет она превзошла товарооборот России с Западной Европой.

Чайную торговлю - в частные руки

Из Китая чай вывозили верблюжьими караванами. Чтобы чай в долгой дороге не портился, монголы надоумили российских частных торговцев перевозить его в особой таре - цибиках. Этим загадочным словом они называли упакованные в сыромятную кожу ящики. Но это не всегда помогало сохранить товар. Порча чая обходилась казне немалыми издержками. Казенная караванная торговля становилась для государства невыгодной и даже обременительной. И в Москве уже подумывали о временном приостановлении караванов в Пекин. Однако делать этого не пришлось. Вторжение в 1757 году цинских войск в Джунгарию и последовавший затем захват ими Илийского края и Кашгарии (Восточный Туркестан) свели на нет всю кяхтинскую торговлю, прекратив сбыт российской пушнины и ввоз китайского чая.

В конце июня 1762 года на российский престол вступила императрица Екатерина II. Она пожелала возобновить торги с Китаем. Вся торговля сосредоточивалась теперь «на торговых двух местах, на Кяхте и Цурухайту». Основным пунктом делалась при этом Кяхта. Торговать в ней могли лишь частные купцы, входившие в купеческие компании.

Такое дозволение получили Архангельская, Вологодская, Казанская, Московская, Тобольская и Тульская частнокупеческие компании. В состав Казанской купеческой компании вошли и татарские купцы, уравненные в правах с русским купечеством указом Сената от 11 июля 1763 года «О нечинении казанским служилым татарам препятствий в отпуске их в разные города для торговых промыслов».

Надежды чаеторговцев на облегчение прохождения торговых маршрутов через Сибирь и Урал появились с началом строительства больших трактов. В 1763 году, первую годовщину правления императрицы Екатерины II, открыли наиболее протяженный участок дороги - Большой Сибирский тракт. Он соединил Москву через Казань и Пермь с новым сибирским городом Екатеринбургом. В Казани появилась Сибирская застава.

Сухопутный чайный путь: от верблюда до паровоза

В 1785 году кяхтинские торги вновь приостановили. На этот раз из-за возникших между российскими и китайскими купцами разногласий по условиям меновой торговли и отсутствия постоянных общих цен на товары обмена. В феврале 1792 года разногласия были устранены, в итоге за первую половину XIX века объем ввозимого через Кяхту китайского чая в Россию возрос в шесть раз. Главным же чайный рынком и распределительным пунктом чая, откуда он расходился по России, служила Макарьевская ярмарка в предместье Нижнего Новгорода. Казань играла в торгах значимую роль посредницы между Макарьевской ярмаркой и Сибирью. Вошедший в маршрут чайного пути город сделался важным пунктом чайной торговли, пересыльным и складным пунктом чая. Кяхтинский чай был хорошего качества, отличался замечательным ароматом и вкусом.

Со временем с сухопутным чайным путем стал конкурировать морской путь - китайский чай начал попадать в Россию через Одессу. Доставляли его из китайского порта Кантона, потому и чай прозвали кантонским. Впервые он появился на Нижегородской ярмарке в 1818 году. Морская влажность заметно снижала качество кантонского чая, но зато он был дешевле чая, доставленного из Кяхты сухопутным путем. Спасение торговли с Китаем через Кяхту виделось в зародившейся в России перевозке грузов по железной дороге. Эпопея сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали началась одновременно от Урала и из Владивостока в 1891 - 1892 годах. Железнодорожную линию Казань - Екатеринбург пустили в 1924 году. В полную силу она заработала в 1928 году.

Так постепенно Великий чайный путь и вовсе перестал существовать, как это произошло с Великим шелковым путем.

От былого Большого Сибирского тракта в нашем городе сохранилась только улица, выходившая на Арскую дорогу.

В Казани в 2015 году в сквере на площади, где теперь начинается Сибирский тракт, в память о дороге главных сообщений Российской империи установили символический верстовой столб, указывающий 768-ю версту от Москвы до Казани. На нем сделана также запись о расстоянии от Москвы до Пекина - 8839 верст. Этот верстовой столб напоминает нам о том, что Казань в прошлом входила в Великий чайный путь, который соединял Европу с Азией.

Руслан Бушков, историк народной кухни, этнограф, кандидат исторических наук

news_right_column_240_400