Приказ «О запрещении курения табака в общественном транспорте Казани», опирающийся на статью 6 ФЗ «Об ограничении курения табака», мы попросили прокомментировать водителей и пассажиров, специалистов и общественников, а также заместителя председателя комитета по транспорту Николая Стукалова:
- Распоряжение предусматривает не разовую, а целенаправленную работу вместе с управлением здравоохранения и общественным фондом «Выбор» с каждым водителем. Служба контроля отслеживает курящих водителей на линии. Ее сотрудник под видом пассажира фиксирует нарушения. И сами пассажиры сообщают о нарушителях в письменном, электронном виде и звонят. Все сигналы проверяются. Нарушителя наказывают материально. И наоборот - поощряют водителей, бросивших курить. В результате сейчас жалоб от пассажиров практически нет.
МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ. Анвар: «Почему курю в салоне автобуса? Нервы! Если бы план был поменьше... Очень тяжело работать. Попробуйте лечь в полночь, встать в четыре утра и пообедать за 40 минут. Я три раза пробовал бросить курить, но на линии это невозможно».
Михаил: «Конечная остановка - на перекур четыре-пять минут. Работаем по 14 - 16 часов, два дня через два. Движение в городе интенсивное. Легковушки занимают место на остановках - приходится объезжать, ругаться, нервничать. Но я стараюсь курить незаметно для пассажиров».
КОММЕНТАРИЙ КАРДИОЛОГА. Заведующая детским отделением казанского кардиодиспансера, главный детский кардиоревматолог Ирина Горюнова:
- У детей табачный дым действует в первую очередь на легкие и сердечно-сосудистую систему. Если рядом с курящим водителем беременная женщина, то плод подвергается пассивному курению. Может нарушиться закладка органов, в том числе сердца, возникают врожденные пороки, нарушения сердечного ритма и даже опухоли. У младенцев пассивное курение в транспорте может спровоцировать внезапную смерть. Дети, подверженные воздействию табачного дыма, чаще болеют бронхитом, пневмонией, инфекционными заболеваниями. И даже если ребенок здоров, курение в автобусе может спровоцировать у него аллергические реакции, спазмы сосудов, верхних дыхательных путей, головные боли, потерю сознания и перепад давления.
ОБЩЕСТВЕННИКИ. Казанский общественный фонд «Выбор» и Международная независимая ассоциация трезвости предлагают вместе с оплатой за проезд передавать водителям листовки размером с десятирублевую купюру. На одной ее стороне обращение к водителю: «Мы заплатили за проезд. Не нужно нас одаривать бесплатным дымом». На другой - выдержка из закона.
- Реакция водителей разная. Одни сразу прекращают курить. Другие выбрасывают листовку в окно, - говорит руководитель фонда Галина Ананьева. - Еще общественники изготовили стикеры - небольшие плакаты, на которых написано, что водитель и кондуктор сообщают пассажирам: у них в салоне не курят. Согласились разместить у себя в автобусе такие стикеры единицы.
МНЕНИЕ ПАССАЖИРОВ. Татьяна Венедиктовна, учитель:
- Курящий водитель - это ненормально. Но если кто-то из пассажиров делает замечание - другие поддерживают редко. Большинству безразлично, курит водитель или нет. Некоторые даже его оправдывают.
Наиль Алмазов, инженер:
- Меня не задевает, что водители курят. Они же не могут выйти на пять минут, чтобы покурить.
Сергей Петров, электрик:
- Что-то не замечал в последнее время, чтобы водители курили за рулем. А разве они курили раньше?
Елена Каримова, менеджер:
- Вчера видела одного курящего водителя. Зато всю неделю без дыма ездила.
КСТАТИ
Каждый пассажир может помочь «очистить» свой маршрут. Достаточно сообщить на «горячую линию» пассажирских перевозок 275-30-50 номер маршрута автобуса.