Легко ли быть врачом?

news_top_970_100

Профессия врача - не просто одна из самых важных и необходимых. Она, как говорил Антон Павлович Чехов, требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. В особенности это, наверное, относится к докторам, от чьих действий напрямую зависит жизнь человека, в частности, к хирургам, реаниматологам.

Испытывают ли сами доктора страх и волнение? Почему они выбрали такую ответственную и тяжелую для многих профессию? Часто ли они сталкиваются с экстренными ситуациями? Обо всем этом «КВ» решили побеседовать с казанскими докторами.

Заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии РКБ Рустам Ахундов:
- Действительно, работа врача - анестезиолога-реаниматолога достаточно тяжелая, потому что мы находимся на стыке всех специальностей, тяжелые пациенты любого профиля поступают в наше отделение. Поэтому мы должны владеть всей квалифицированной информацией, которой обладают специалисты узкого профиля. К нам поступает категория крайне тяжелых пациентов, за которыми требуется круглосуточный уход. Кроме того, в каких-то моментах нам приходится быть психологами, ведь каждый пациент по-разному реагирует на свой диагноз, необходимость нахождения в реанимации. Наконец, мы должны не просто помочь пациенту выздороветь, но и сделать все, чтобы состояние его здоровья было таким же, как до поступления к нам.

- А в вашей практике были особенные случаи?

- Сложно выделить какой-то конкретный один или два случая. Каждый случай уникален. За многолетнюю практику я не припомню, чтобы когда-то что-то повторялось. Одинаковые диагнозы встречаются, конечно, но протекают все случаи по-разному. Это в кино, сериалах все представляется эпично, гиперболизированно. А в жизни, когда возникают тяжелые ситуации, мы собираем консилиум врачей, обсуждаем, приходим к какому-то единому мнению, выставляем диагноз и разрабатываем план лечения. Дальше следуем выбранной тактике.

- Наверное, такая работа отнимает очень много времени?

- С 6 утра я уже на работе. Заканчиваю где-то в 6 - 7 вечера. Практически круглосуточно на телефоне на случай, если потребуется какая-то консультация дежурным врачам, докторам в районах Татарстана и т. д. Мы всегда на связи, готовы помочь, проконсультировать, дать какие-то рекомендации, по необходимости выехать на место.

- Как отдыхаете от такой достаточно тяжелой деятельности, требующей постоянной сосредоточенности?

- Для меня отдых - это семья, выезды на природу, на дачу. Это те моменты, когда можно взять отпуск и отправиться куда-то далеко на море или в горы. В будни я пытаюсь заниматься спортом, но, честно говоря, зачастую усталость берет верх.

Врач-хирург городской клинической больницы №7 Казани Равиль Маннанов:

- Хирургия - особое направление в медицине. Легко ли вам было привыкать к скальпелю?

- Хирургия сама по себе является уникальным сочетанием науки, ремесла и искусства. С третьего курса медицинского университета я мечтал стать именно хирургом, поэтому и привык быстро к операциям. Ребята, желающие здесь работать, должны понимать, что от них потребуется абсолютная преданность своей профессии. Надо всегда помнить, что от нас, наших решений и профессионализма будут постоянно зависеть чьи-то жизни.

Общечеловеческие качества должны быть присущи любому врачу, но относительно хирургов требования неимоверно возрастают.

- Можете вспомнить необычные случаи, которые происходили с вами на операциях?

- Есть ряд особых случаев, отложившихся в памяти. Так, в одном пациенте, который поступил к нам в очень тяжелом состоянии, в будущем я нашел друга. Уже долгие годы мы общаемся и поддерживаем тесную связь. В целом постоянно происходят ситуации, когда нужно мгновенно и правильно отреагировать в моменте. Поэтому в нашей профессии никогда нельзя терять бдительность. Во время операции я максимально сконцентрирован, чтобы правильно оценить свои возможности, состояние пациента и возможности тех, кто рядом со мной. Мы не имеем права принимать неправильные решения.

- Что вы испытываете на самой операции? Есть ли страх, волнение?

- Наверное, да. Есть внутри какое-то ощущение волнения. Не зря же это затягивает. На любой операции всегда испытываешь напряжение. И чем хирургическое вмешательство сложнее, тем больше этого напряжения.

- Какие операции в вашей практике были самыми трудными?

- Я не разделяю операции на простые и легкие. Ведь во время проведения даже самой, казалось бы, легкой операции могут возникнуть непреодолимые сложности. Поэтому к любой операции я готовлюсь как к самой трудной.

- Спортсмены, например, чтобы поддерживать себя в форме, должны регулярно тренироваться. Что нужно хирургам для того, чтобы не терять свое мастерство?

- Хирург должен уметь быстро реагировать, быть уверенным в своих действиях и при необходимости принимать рискованное решение. Для поддержания высокого уровня в любой деятельности важно иметь регулярную практику, хирургу - оперировать не реже хотя бы двух-трех раз в неделю и постоянно обновлять свои теоретические знания. Нельзя рассчитывать только на талант.

- Многие пациенты больше самой операции боятся наркоза. У вас были случаи, когда пациент не сразу просыпался после анестезии или она оказывала на него какое-то неожиданное воздействие?

- В нашей клинике очень грамотные анестезиологи, и наркоз протекает всегда хорошо. Единственное, что я бы отметил: очень возрастные пациенты после наркоза иногда не сразу приходят в ясное сознание. Но обычно уже через сутки все эти проявления проходят.

news_right_column_240_400