Ему всегда везло. Его старший брат Борис, летчик, погиб в 1942 году в небе над Сталинградом. Средний, Глеб, приписал себе два года, ушел добровольцем на фронт и в первом же бою был контужен. Когда война закончилась, Олегу еще не исполнилось и 16 лет.
Ему еще раз повезло: его приняли на работу в научно-исследовательский кинофотоинститут. В лабораторию, где делали копии с западных фильмов. Многих картин было не увидеть в СССР нигде, кроме этого НИИ. Там-то и появилась у Стриженова мечта стать артистом. И когда брат Глеб объявил, что решил пойти учиться на актера, Олег сказал: «И я тоже».
После окончания Щукинского училища он по распределению уехал в Таллинский театр драмы. А там сыграл Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». Слава о молодом актере пошла по всему Советскому Союзу. Его пригласили во МХАТ, куда он мечтал попасть с юных лет!
Во МХАТе Олег Стриженов проработал 12 лет. После выхода на экраны фильма «Овод» в него влюбилась вся страна. Ему предлагают новую главную роль: в фильме «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона он играет простого парня, который ради свободы Мексики идет на боксерский ринг добывать в бою с профессионалами деньги для революции. Третья киноработа сделала его знаменитым – ему, сыну красноармейца, предстояло сыграть врага, белогвардейского поручика в «Сорок первом» Григория Чухрая. И не карикатурного, как в фильме «Чапаев», – живого. Чтоб в финале, когда убьют белогвардейца, все плакали!
Каждая его новая роль становилась событием: Гринев в «Капитанской дочке», Афанасий Никитин в «Хождении за три моря», летчик Сергей Егоров в фильме «Неподсуден», Германн в «Пиковой даме». А за роль полковника милиции Данилова в фильме Бориса Григорьева «Приступить к ликвидации» Олегу Стриженову дали первую, только что учрежденную, премию МВД.
Все-таки, по мнению Олега Стриженова, была в его творческой жизни одна неудача. Правда, неудачной была не столько роль, сколько политическая ситуация в стране.
- Фильм «Перекличка» о космонавтах снимал Даниил Храбровицкий по своему сценарию, - говорит Олег Стриженов. – А тогда была установка: космонавты – святые, они не курят, не пьют, не спят. Мы же хотели показать настоящих живых людей. У нас герой так знакомится с девушкой: «Девушка, не знаете, где ночной бар?» - «Ближайший - в Стокгольме». Он ведет ее в гостиницу - а ключ выдают только до одиннадцати. Он достает коньячок, выпивает - а ему завтра с утра надо быть на космодроме... Думали, что это будет бомба! Но все было вырезано. Оставили в картине другое: мой герой по фамилии Бородин почему-то все время летит и докладывает начальству о следующем этапе работы. А Никита Михалков, тоже по фамилии Бородин, почему-то все время стреляет из пушки на Курской дуге... А я терпеть не могу ходульные, пропартийные фильмы! Я говорил, что это плохая литература, что таких людей в жизни нет. И никто не мог меня заставить думать иначе. Я всегда делал только то, что мне хотелось, и очень тщательно выбирал и роли, и режиссеров.
Он отказался сниматься в картине «Война и мир», которая получила потом «Оскара». Сергей Бондарчук пригласил его на роль Болконского. Олег Стриженов пришел на пробы. Показал такого князя Андрея, какого никто до него не показывал. А потом... отказался от роли. Наотрез! Какая «черная кошка» пробежала меж ним и Бондарчуком – до сих пор гадают киноведы. Но факт -Стриженов сказал: «Сниматься я у тебя не буду!»
- Екатерина Алексеевна спросила меня: «Почему вы не хотите сыграть любимый образ молодежи – Андрея Болконского?» Мне даже смешно было слышать: это князь-то – любимый образ советской молодежи? И я ответил с юмором: «Мне кажется, любимый образ молодежи – Павка Корчагин. Поэтому Болконского я играть не хочу». И ушел. Они так и не смогли меня заставить играть...
С первой женой, актрисой Марианной Бебутовой, Олег Стриженов познакомился на съемках фильма «Овод». Роман развивался стремительно - влюбленные сыграли свадьбу еще до окончания съемок. Марианна родила Олегу дочь Наталью. Но брак был недолгим. Вторую жену, актрису Любовь Земляникину, Олег Стриженов встретил во МХАТе. Она подарила ему сына Александра. Но и этот брак оказался недолговечным. С третьей женой - актрисой Лионеллой Пырьевой - они в браке больше тридцати лет. А полюбила она его раньше - в далеком 1955 году, когда на экраны вышел «Овод». Но начинающая одесская актриса и подумать не могла, что этот красавец, по которому сохнет вся женская половина страны, когда-нибудь станет ее мужем. Их любовь вспыхнет позже – в 1961 году. Правда, бурный роман продлился недолго.
- Я была максималисткой. Представьте: Олег женат, я – начинающая актриса, - рассказывает Лионелла Ивановна. – Я решила, что мы не пара. Набралась мужества - и сама оборвала эту связь. Хоть и продолжала его любить...
Вскоре она снялась в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свет далекой звезды». А потом стала Лионеллой Пырьевой. После смерти мужа по воле судьбы она оказалась на одной площадке со Стриженовым - в 1975 году на съемках фильма «Последняя жертва» Олег Александрович публично - в присутствии съемочной группы и режиссера Петра Тодоровского - сделал Лионелле Ивановне предложение.
- Он был уже разведен, я тоже свободна, - вспоминает Лионелла Ивановна. – Но я еще год раздумывала, прежде чем сказать «да». С тех пор мы с Олегом не расстаемся ни на минуту!
Сын Олега Александровича Александр Стриженов на съемках фильма «Лидер» встретил свою будущую жену - актрису Екатерину Токмань. Теперь все ее знают как Катю Стриженову - ведущую передачи «Доброе утро» на Первом канале. Александр сейчас снимает фильмы как режиссер и продюсер. Свою последнюю картину «Юленька» он посвятил отцу.