С его именем связано зарождение и развитие баскетбола в Казани. Сразу оговорюсь: Александр Сергеевич был не единственным энтузиастом, пропагандировавшим игру с оранжевым мячом. Но именно он, пожалуй, внес самый значительный вклад в дело прочного становления баскетбола в нашем городе, неспроста в спортивных кругах его за глаза называли Маршалом.
О Виноградове я знал с тех пор, как начал заниматься баскетболом. А близко познакомился, когда стал работать тренером. В последние годы жизни пенсионер Виноградов подрабатывал ночным сторожем в спортзале КХТИ, где некогда был преподавателем. По воскресеньям я проводил там вечерние тренировки, нередко оставался поболтать с Александром Сергеевичем.
Родом Виноградов был из Иваново-Вознесенска, говорил с протяжным верхневолжским «о». Как судьба занесла его в наш город, не знаю, но уже в 1927 году на Всесоюзной спартакиаде всеобуча в Москве мужская команда Казани, ведомая Виноградовым, заняла 7-е место. А столичная пресса отметила его как лучшего игрока. Через год под руководством Виноградова женская команда заняла 3-е место на Спартакиаде РСФСР в Москве.
Именно Виноградов организовал в 1934 году первое первенство Казани по баскетболу в двух группах - в одной играли предприятия, в другой вузы. Он был инициатором первых междугородних соревнований. В чемпионате СССР 1936 года женская команда Казани заняла 10-е место, этот результат за годы существования Советского Союза так и не был превзойден.
Ради команды Александр Сергеевич был готов на все. Заслуженный тренер России Нина Савощенко рассказывала мне, как в 1940 году казанская команда отправилась на пароходе в Энгельс, тогдашнюю столицу АССР Немцев Поволжья, на Спартакиаду республик РСФСР. Пока плыли, проели все суточные. Тогда член партии Виноградов снял кепку и встал у церкви на паперти. Собранных монет хватило на жидкий супчик, а деньги из Казани пришли только через три дня...
В годы войны Александр Сергеевич возглавлял городской спорткомитет. А после преподавал на кафедре физвоспитания КХТИ. В середине 70-х я проводил сборы своей команды в спортлагере «Зеленый бор». Там же отдыхал Виноградов. Как-то зайдя в домик преподавателей, увидел прикрепленную к стене обложку сатирического журнала «Чаян». Представьте, тюремная камера, на полу бутылка из-под водки, скелет селедки, на скамье сидит человек с мясистым лицом, нос картошкой, волосы ежиком а-ля Керенский, изо рта торчат два желтых клыка. «Вы что делаете, - обратился я к ребятам, - это же вылитый Виноградов! А если увидит?» - «Потому и повесили, - отвечают. – И он уже видел!» - «Ну и как реакция?» - «По-о-хож, по-о-хож», - спародировал Виноградова один из тренеров.
Погиб Александр Сергеевич холодной осенней ночью: на дежурстве у 73-летнего старика закружилась голова, он потерял сознание, упал на стеклянную дверь, разбил ее и истек кровью. Помочь было некому.
В первые годы после смерти Виноградова в КХТИ проводился баскетбольный турнир его памяти, сейчас о нем что-то не слышно.