СИМ-СИМ ПО-ХРУЩЕВСКИ.
Панельная пятиэтажка на улице Волгоградской. Только в одном этом четырехподъездном доме нам предстоит нанести визит в три квартиры. Среди жильцов есть и «хронические» должники, то есть те, у которых квартплата не платится годами и достигает суммы в несколько десятков тысяч рублей.Судебный пристав-исполнитель Московского района Елена Антонова привычно барабанит в окна первого этажа. Иного способа проникнуть в подъезд нет. От внешних врагов его защищает железная дверь с реечным замком, а не домофон, установка которого не всем жителям по карману. Разнодоходность проживающего здесь люда подчеркивают и квартирные двери. Нужная нам, мягко говоря, сильно обветшала. Нерешительно останавливаюсь – гости мы незваные. Но пристав-исполнитель (между прочим, симпатичная девушка!), не колеблясь, звонит.
Поначалу хозяин впускает нас, опешив от вида формы и удостоверения визитеров. Но затем тактика его, как говаривал простоквашинский Шарик, становится «венико-выгонятельной». К этому призывает и хозяйка квартиры, которая даже не удосуживается выйти из комнат. Вместе с ней Радик (имена изменены) искренне негодует и… обещает наслать на нас адвоката. Судя по скромной обстановке прихожей (в комнаты нас так и не пустили), давно не видавшей ремонта, именно на эти цели семье и следует потратиться в первую очередь. Потихоньку отступаем: жилище - территория неприкосновенная.
МИНИМУМ ИЗЛИШЕСТВ. Стучимся в квартиру этажом ниже – усталая женщина молча нас впускает. Накрывает запах алкоголя, и томность в глазах хозяйки становится объяснимой. Пятидесятилетняя женщина оправдывает долг в 40 тысяч отсутствием работы. Рассказывает, что пару месяцев назад она сломала ногу. А сейчас ее место занято. Найти работу в ее возрасте, объясняет продавец с многолетним стажем, практически невозможно.
Цель нашего визита в ее квартиру – наложить арест на ценное имущество с целью его дальнейшей реализации за долги. Но такового не находится – обстановка трех комнат состоит из старой мебели, ламповых телевизоров, да спящего сына 17 лет, тоже без постоянного места работы.
- Типичная ситуация, - комментирует пристав-исполнитель, - случаи ареста и оценки имущества у квартирных должников крайне редки. У люмпенов нет ни бытовой техники, ни музейных экспонатов. И даже квартиры у них неприватизированные. Ведь чтобы получить их в собственность, надо оплатить квартирные долги.
Как правило, жилищные компании не могут копить долги перед поставщиками коммунальных услуг. В итоге деньги исправно платящих по счетам жильцов идут на покрытие общих расходов. В результате в должниках - весь дом, которому в дальнейшем это может грозить отключением от электро- и горячего водоснабжения.
После составления акта приставы будут дожидаться ответа из регистрирующих органов. Они сообщат, есть ли у проштрафившихся какая-нибудь недвижимость или автомобиль. После прохождения всех формальностей бумаги вновь вернутся в жилищную организацию. Но сумма долга уже значительно подрастет – помимо текущей задолженности к ней прибавятся пени и штрафы.
Беспутная Маринка обещает расплатиться в мае. Мол, сестра поможет взять кредит. «Значит, еще и по этому поводу навестим ее не раз», - вздыхает Елена Антонова.
КСТАТИ
Казанцы задолжали за услуги ЖКХ более 500 млн руб. При этом не платят годами всего лишь 5% казанцев (10 тысяч ответственных квартиросъемщиков).
ОТ СУМЫ... ДО ТЮРЬМЫ. У обитателей третьей квартиры задолженность и по квартплате, и по кредиту. Но самих жильцов застать не удается. «Должна ведь дома быть!» - удивляется выглянувшая на стук соседка. По ее рассказам, в прошлом году сумму в 30 тысяч рублей оплатил брат хозяйки. Но сейчас набежало уже 40 тысяч. Так ведь не работает, объясняет соседка, выразительно постукивая пальцами под скулой.
- Сейчас на моем участке около 20 «хронических» должников, - рассказывает Елена Антонова. Взыскать с них нечего. Кому продашь полированные шкафы 76-го года выпуска? Погасить задолженность, разменяв квартиру на меньшую, они не могут. Жилье, как правило, неприватизированное. Выселить на меньшую площадь в компетенции управляющих компаний, но эта процедура очень сложная и редкая. Самая эффективная мера воздействия – привлечение к уголовной ответственности. Такой поворот событий также не исключен для злостных неплательщиков.
Во дворе нас вдруг нагоняет Радик – хозяин первой «нехорошей» квартиры, и выдвигает свои требования. У девушки-пристава начинают дрожать пальцы – слишком агрессивен должник. Это значит, что во второй раз приставы придут к нему вместе со спецназовцами (сотрудниками группы быстрого реагирования). Если и это не поможет, то будет оформлен принудительный привод в службу судебных приставов. Повторное приглашение сулит двойным штрафом. Но, как поясняет Елена Антонова, этого не случается – в стенах административного учреждения должники становятся более покладистыми.
КСТАТИ
Теоретически возможность отработки квартирных долгов существует. А именно, трудясь в жилищной организации в должности дворника, уборщицы, сантехника. Однако на практике такие случаи единичны.