Как многие в те годы, Смирновы взялись торговать. «Челночили» в Польшу и Турцию, держали палатку на рынке, где продавали товары для шитья - то, что раньше называлось галантереей. Старшая дочь моталась по турциям-эмиратам - закупала товар. Затем вместе с младшей заправляла розничной торговлей. Мать занималась складом, вела дела с оптовиками и бухгалтерию. Тут же при ней, под стеллажами с ярким шурум-бурумом, топала ножками сначала внучка, а позже еще и внук. О его отце дочь отозвалась так: он обошелся ей не дешево, но уж очень породист - дочка будет красавица. Расчет не оправдался - родился мальчик. В семье встретили его с тревожным недоумением, так, как будто проверенный поставщик вдруг подсунул сомнительный товар. Но потом, конечно, полюбили - как не полюбить щекастого увальня? Маленькие все хорошие...
У младшей дочки-тихони завязались отношения с компьютерщиком, который помогал дамам разбираться с техникой и потихоньку вошел в дела их скромного бизнеса. Как известно, с трудов праведных не построишь палат каменных, но к концу девяностых Смирновы все же сумели перестроить дом. А в гараже теперь не только велосипед стоял.
Потом грянул дефолт 98-го. Когда стало ясно, как велики потери, компьютерщик исчез из жизни и бизнеса семьи навсегда. Но не с пустыми руками… Долги отдавали два года, а на память от компьютерщика осталась у младшей дочки девочка Катя. Так что бабушкин детсад под стеллажами пополнился второй внучкой.
К счастью, дети растут быстро! Не успели оглянуться, как первая внучка уже не просто помогала семье в делах, совмещая их с учебой, но и рассуждала об «устаревших методах ведения бизнеса». А двенадцатилетний внук, приставленный к компьютеру, помогал вести бухучет.
Кстати, с него спрос всегда жестче, чем с кузин. Чуть что - попрекают половой принадлежностью: «Ты думаешь, раз мужиком родился, тебе все можно?» «Мужик» не обижался. Смирившись с участью если не козла, то козленка отпущения, рос добродушным и рассудительным. Во дворе за домом, где взрослые оборудовали для детей спортивный уголок с турником, баскетбольным щитом и прочими прибамбасами, проводил в компании с дворовым псом все свое свободное время.
Между тем в старом доме стало тесновато. И когда старенькая соседка Смирновых собралась продавать свой домишко с участком, семья постаралась не упустить шанс. Решили взять кредит и купить его, чтобы со временем снести и построить новый. Семья, если и разрастется, может жить рядом, как выражалась деревенская родственница Смирновых, «на одном позьме».
Покупка оказалась с осложнениями. Год назад соседка, поддавшись на уговоры знакомой, пустила в домишко двух гастарбайтеров. Те быстро сообразили, что с пожилой хозяйкой можно не церемониться, начали пьяный куролес. В итоге пришлось перепуганной старушке бежать из собственного дома к дочери. А пока квартиранты, которых набилось уже больше десятка, по бревнышку дом не разнесли, решила его продать. Когда все документы были оформлены, Смирновы, естественно, предложили квартирантам съехать. Обнаглевшие мужики попытались запугать и новых хозяек. Но женщины не зря проходили жестокую школу казанских рынков! Когда квартиранты собирали вещи, один из них в сердцах пригрозил: «Недолго будете радоваться!»…
Через неделю эта халупа загорелась. Дело было осенним вечером, взрослые на рынке. Услышав, как отчаянно завыл-залаял пес, внук Тамары Семеновны выскочил во двор и увидел на соседской веранде пламя. Первое, что подросток сделал, - позвонил по 01. Потом собрал документы в подол младшей двоюродной сестре. И, приказав девчонке бежать на улицу, стал звонить по сотовому старшим и звать на помощь соседей. Затем схватил топор и снова кинулся во двор...
Когда приехали пожарные и, потушив огонь, стали подводить итоги, похвалили мальчишку. Он сделал все, что было в его силах. Насколько мог, обезопасил от пожара родной дом, сломав с помощью соседей забор, соединявший его с загоревшимся домом. Оказывается, подобное пацан видел в каком-то фильме да и в школе кое-чему учат. Главное - не растерялся! У покупки сгорела лишь веранда и обуглилась стена.
За доблестное поведение бабушка купила внуку культовую игрушку - давно выпрашиваемый новый мобильник с кучей функций. И пообещала испечь его любимый пирог с курагой. В воскресенье семья собралась за столом. Разрезав пирог, Тамара Семеновна первый, самый большой, кусок положила на тарелку внука и тихо сказала: «А ведь у нас в доме мужчина появился… Похоже, настоящий». Голос бабушки подозрительно дрогнул. Зашмыгала носом ее старшая дочь, полезла за носовым платком младшая…
Виновник же торжества с кузинами изумленно-испуганно наблюдали за тем, как ревут за столом их закаленные в житейских битвах матери…