Настоящий педагог прощает ученику все

Накануне Дня учителя гостем редакции стал удивительно искренний и светлый человек: отличник народного образования РТ, директор высшей категории Тамара Викторовна Пашкова.

news_top_970_100

17 лет она избиралась депутатом Казанской гордумы и возглавляла постоянную комиссию по образованию, науке, делам молодежи, физкультуре и спорту. Славилась своей бескомпромиссностью и прямотой. Но все же большую часть жизни - 43 года - отдала преподаванию русского языка и литературы в школе №78, которой руководит 21 год. Отличник народного просвещения РТ и обладатель почетного знака «За заслуги в образовании» замужем, имеет двух детей и трех внучек.

Из школы уходит душа

- Тамара Викторовна, вы довольны новой системой оплаты труда учителя? Это то, чего вы ждали?

- Это даст лишь незначительное увеличение зарплаты. Было в среднем 4,5 тыс. рублей – станет 5,2. Настораживают компенсационная и стимулирующая составляющие. Раньше в зависимости от стажа и категории было более-менее ясно, какой будет зарплата. Сейчас многое будет зависеть от позиции директора. А личное, не всегда объективное, отношение никто не отменял. Главное, по каким критериям будут начислять сумму баллов? Боюсь, как бы не возникло раздоров в коллективах. И так уже из школы уходит душа!

- Сколько сегодня получают учителя?

- У меня, как у директора крупнейшей школы Казани, ставка всего 5700. У учителя, конечно, меньше. К этой сумме нам выплачиваются надбавки из фонда мэра Казани и надтарифного фонда. Определяются надбавки управлением образования дифференцированно, исходя из результативности деятельности образовательного учреждения. Существует также 20-процентный фонд надбавок и доплат, из которого мы можем дополнительно начислить некоторую сумму учителю. Например, за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами, связь с вузами и прочее. Но этого фонда недостаточно. Со всеми этими надбавками молодой учитель после вуза получит 6300 рублей. Эту зарплату разве можно назвать достойной? Нет, как не шли к нам молодые учителя, так и не пойдут.

- Кто-то же еще работает?

- Большая часть моего коллектива – матери-одиночки. Им деваться некуда. Они набирают дополнительную нагрузку, часы. Если набрать полторы ставки, учитель высшей категории может заработать 9 тысяч «чистыми». Можно, конечно, набрать еще больше часов, взять 2 ставки с классным руководством и дотянуть до 14 тысяч. Но выдержать это невозможно! Приходится организовывать платные образовательные услуги. Попечительский совет с добровольными взносами родителей позволяет доплачивать учителям. Оборотная сторона этой деятельности – изнурительные прокурорские проверки… Но самое главное в этих бытовых проблемах - учитель черствеет. Нить, связывающая учителя и ученика, становится все тоньше. Все заслоняет борьба за существование. Проблему оплаты учительского труда надо решать кардинально!

- В вашей школе есть учителя-мужчины?

- Двое. Им по 60 лет… Мужчину в школу не заманишь! Ему нужна зарплата не меньше 25 тыс., а это фантастика. Будь моя воля, в моем коллективе было бы по два классных руководителя - мужчина и женщина. Ведь некоторые дети только в школе могут увидеть нормального мужчину. Тем более получить мужское воспитание.

Блеск и нищета выпускных

- Как относитесь к спонсорской помощи родителей?

- Пока нам без нее не обойтись. Средств, что выделяются из горбюджета, катастрофически мало. В этом году нашей школе выделили 125 тыс. на школьную мебель. Займемся арифметикой. Стол и два стула – это 2 тысячи. На сто тысяч я могу купить 50 комплектов мебели. А на что куплю шкаф, классные доски? 125 тысяч – это же одна мультимедийная доска или 4 проектора. Поэтому нам пришлось попросить родителей первоклассников скинуться на линолеум. Мебель обновляли тоже на родительские деньги. Или «поборы», как их называют недовольные родители.

- Но при этом мамы и папы не скупятся на роскошные выпускные. В этом году цена вопроса - от 7 до 15 тысяч на каждого одиннадцатиклассника...

- На мой взгляд, шикарные выпускные не нужны, они ничем не оправданы. Тем более в начальной школе.

- Что же нужно, чтобы сделать школу благополучной?

- Оснастить, поднять зарплату учителям, охватить бесплатным питанием как можно больше детей. Желательно всю начальную школу. Иногда смотришь - ребенок не обедает. Спрашиваешь, почему? «Вот мама получит на следующей неделе деньги, я обязательно буду обедать!» - отвечает малыш виновато, как будто его за это ругать будут. Это недопустимо.

Дети учителей и море

- Вам довелось побывать в гостях у коллег из Финляндии. Какие впечатления?

- Это небо и земля! Директор финской школы получает столько же, сколько руководитель департамента. У учителей разница от этой зарплаты – в 10 - 30%. Конкурс на место учителя - не менее 100 человек на место. Поэтому в Финляндии в основном учителя молодые и среднего возраста. Зарплаты хватает на безбедное существование, оплату жилья, взятого по соципотеке. Отдыхать они едут в Европу и Америку. А у нас дети учителей не знают, что такое море...

- Как вы относитесь к ЕГЭ?

- Положительно. Мне нравится, что дети реально оценивают свои возможности и знания. Но процедуру проведения ЕГЭ надо продумать. Слишком велик стресс. В тестах бывают заложены вопросы, на которые с полным основанием можно дать и тот, и другой ответ. А порой предлагаются такие варианты ответов, которые у нас ничего, кроме недоумения и даже возмущения, не вызывают. Мы такие казусы собираем и отправляем в специальную комиссию. Помогает. С каждым годом таких ляпов меньше.

На что похожа идеальная школа?

- Какой вы видите идеальную школу?

- О, я так давно вижу в мечтах эту школу, что отвечу без запинки! Это школа полного дня. Школа, где ребенок и учится, и отдыхает, и развивается в разных направлениях. Отучились пару часов – сходили в парк погулять. Еще час проучились – пошли в секцию спорта, музыки или танцев. Пообедали - вновь вернулись учиться.

- Как вы относитесь к сериалу «Школа»?

- Там излишне сгущены краски. Неправды нет, но весь негатив, присутствующий, наверное, в каждой школе, чересчур сконцентрирован. Наши школы и дети не такие!

- А какие?

- Современные школьники мне нравятся больше, чем прежние! Они свободнее и раскованнее. Раньше наше общество мыслило шаблонами. В их рамки были закованы и дети. А сейчас ребята честны, смелы, высказывают интересные мысли! Мы в анкете просим их выставить нам, учителям, оценки. Они высказывают справедливое мнение, ничего не боятся. Да, есть развязные, грубые ученики – но это не их вина. Их не понимают дома, и, винюсь, не могут понять и в школе. Многие дети заброшены. Но когда говоришь об этом родителям, слышишь: «Вы - школа, вот и воспитывайте!» Замкнутый круг. Родители тоже бьются, пытаясь заработать на жизнь.

Какой он, идеальный учитель?

- Есть ученики, не поддающиеся коррекции?

- В конфликте «ученик – учитель» всегда виноват учитель. Надо исходить из мысли, что ребенок - это личность. С ним необходимо считаться. Тем более учителю. А если он кричит и выгоняет ребенка из класса, то расписывается в собственном бессилии. Учителя, кстати, тоже изменились, стали ближе к ученику. Хотя ореола преклонения и уважения, который мы видели в фильмах «Первая учительница», «Доживем до понедельника», «Большая перемена», уже нет. Но отношение родителей к нам не сильно изменилось.

- А каков, по-вашему, идеал учителя?

- Мы проводили анкетирование по этому вопросу. На первом месте у первоклашек стоит доброта. У старшеклассников во главе списка профессионализм, справедливость. Что особенно трогает, в ответе на вопрос: «Что бы вы пожелали вашим учителям?» ученики почти всех возрастов пишут: «Повышения зарплаты!»

- Мы в газете не раз поднимали проблему ужасающего падения грамотности. Ею грешат даже чиновники. Сколько часов русского языка исправят ситуацию у нынешнего поколения?

- Для меня, учителя русского языка и литературы, этот вопрос особенно болезненный. По плану сейчас в пятом классе на русский язык и литературу отдано всего 5 часов в неделю, из них 3 – на русский язык. Но он должен преподаваться ежедневно! То есть в неделю должно быть не менее 7 уроков русского языка. Иначе мы вырастим очередное безграмотное поколение.

- Есть ученик, который вас особенно удивил?

- Валентин Горбунов. Он долгое время не раскрывался, был незаметным. А в старших классах вдруг увлекся информационными технологиями, выиграл одну за другой несколько олимпиад, в том числе международных. Когда он еще учился, ему стали предлагать работу в серьезных организациях. Потом по личному приглашению ректора Санкт-Петербургского института Валю пригласили на учебу. Он уже отучился, работает. К сожалению, за постоянными заботами мы не видим способностей ребенка. А ведь не все могут найти себя сами, как Валентин.

- Наш традиционный вопрос: в чем ваш секрет здоровья?

- Я 62 года не была в больницах. У меня даже карточки в поликлинике нет! Зимой бегаю на лыжах, плаваю в бассейне. Летом в саду ухаживаю за огородом. И еще я мало ем: утром некогда, пообедать тоже редко удается. Сажусь за стол вечером и ем все, что хочется. Думаю, это родители наградили меня хорошим здоровьем.

Блицинтервью
- Что не простите ученикам?
- Ученикам прощу все!
- А коллеге?
- Унижения ученика.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Отсутствие финансирования.
- А что самое интересное?
- Общение с детьми.
- Чему учите своих учеников?
- Умению жить в обществе.
- А они вас?
- Рассудительности, осторожности, предвидению.
- Недопустимая ошибка в вашей работе?
- Навредить ученику.
- Ваша профессиональная мечта?
- Остаться педагогом.

Кстати
В середине прошлого века американские миллионеры решили создать школу для своих детей. Собрали коллектив ученых, чтобы те рассказали о лучшей педагогической системе. Лучшим воспитательным заведением всех времен и народов был назван Царскосельский лицей, воспетый Пушкиным.

 

news_right_column_240_400