Мы писали, мы писали...
Мама чуть было не пошла на поводу у мальчика, который требовал выбрать их по принципу привлекательного внешнего вида. Пришлось объяснить, что этот критерий все-таки не самый важный. А вот вес изделия, толщина кончика стержня и некоторые другие показатели сильно влияют на почерк, главным является и удобство в использовании.
Вспомнились собственные школьные годы, когда в младших классах учительница упорно заставляла нас писать перьевыми чернильными ручками, убеждая, что только с их помощью можно выработать красивый почерк. Те, кто тоже пользовался ими в школе, сразу поймут, о чем речь. Это чернильницы-непроливайки, промокашки, нарукавники... А вместе с ними, конечно, головная боль как для детей, так и для учителей и родителей. Ручки имели мерзкую привычку пачкаться, оставляя на одежде пятна, которые вывести с белых рубашек и блузок можно было разве что кипячением.
Писать необходимо было строго под определенным углом вправо, иначе чернила в перо поступали неравномерно. А нажимать на него нужно было не слишком сильно, чтобы не царапать бумагу, мельчайшие клочки которой к тому же забивали перо. Чистить его было также непросто. Промокнуть свежую запись специальной промокательной бумагой так, чтобы не смазать написанное, тоже было целым искусством. В общем, развлечение не для слабонервных, но для крепких духом и аккуратных. К счастью, большая часть этих проблем у меня лично решилась в третьем классе, когда тетя подарила мне отличную ручку с качественным пером. Заправлялась она с помощью капсул, которые очень редко протекали. Ни у кого в классе такой не было!
Может создаться впечатление, что заставлять детей писать перьевыми ручками - это садизм и самодурство. Но наша учительница начальных классов придерживалась иного мнения, настойчиво объясняя родителям, что это приучает к аккуратности и позволяет развить у ребенка хороший почерк. Она вообще много времени уделяла чистописанию, даже как-то заставила нас, учеников третьего класса, снова заполнять прописи для первоклашек, посчитав, что у многих катастрофически испортился почерк. Мне, впрочем, это не слишком помогло - почерк у меня безобразный до сих пор. В этом отношении я свою фамилию оправдываю полностью. Но большинство детей научились писать очень аккуратно.
После нашего выпуска из-за жалоб родителей новый класс этой учительницы писал уже шариковыми ручками. Поэтому с чистописанием у них было намного хуже. По словам педагога, особенно у тех детей, которые писали ручками со слишком широким кончиком: на них приходилось сильно нажимать.
За чистописание - в пять лет
«КВ» решили разобраться, как влияет выбор ручки на почерк ребенка и его развитие в целом, и обратились к детским специалистам - педагогу, психологу и доктору.
Учитель первой квалификационной категории начальных классов МБОУ «Гимназия №14» Фирдаус Гашигуллина: Почерк ребенка зависит от нескольких факторов. Во-первых, от характера и настроения малыша. Во время учебы особое внимание уделяется тому, чтобы научить ребенка писать аккуратно, однако порой ему это не удается из-за личных качеств. К примеру, бывают ученики прилежные во всем, но, как только они начинают писать, в тетради одна грязь. Все это от того, что сами по себе такие дети торопыги или непоседы. Во-вторых, сильно влияет ручка, которой пишет первоклассник. Поэтому следует отдавать предпочтение изделию с резинкой и тонким грифелем. Стоит отметить, что есть и специальные ручки для левшей, которыми не стоит пренебрегать. Так ребенок будет писать чище и аккуратнее.
Детский психолог медицинского центра Марина Артемьева: Сейчас родители стараются отдать своего 5 - 6-летнего ребенка и на подготовительные курсы, и в различные кружки. Малыш старается успеть и там, и там. Он быстро выполняет уроки, спешит на следующие занятия, а ведь хочется и поиграть. В результате дошкольник не обращает внимания на свой почерк, да и родители не всегда за этим следят. Переучить же первоклассника сложно, поэтому учить ребенка красиво писать нужно примерно в 5 лет. Именно учить, и именно писать красиво! Ведь перед будущим дошкольником в первую очередь стоит задача научиться писать и читать, поэтому не стоит пускать это на самотек. Для начала следует проверить, как малыш держит ручку. Если у него совсем не получается, нужно заниматься упражнениями на мелкую моторику и только затем браться за прописи и оттачивать мастерство. В стремлении к идеальному почерку не нужно забывать, что хорошее письмо - читабельное. Неправильно заставлять ребенка писать именно так, как в прописях.
Врач-окулист медицинского центра Валентина Матвеева: Не зря детей перед школой направляют к окулисту. Это нужно не только для того, чтобы узнать, за какую парту посадить ребенка. Случается, что порой малыш плохо разбирается в собственной тетради и не может прочитать то, что написал. Причины? Первоклассник может плохо писать, потому что ему назначили неправильные очки или их вовсе нет. Поэтому родители, чьи дети жалуются на зрение, обязательно должны показать школьника окулисту. Возможно, после этого и почерк их чада станет разборчивее.