Уважаемые избиратели! Выполняя норму Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", Казанский Совет народных депутатов представляет избирателям отчет о своей деятельности в 2002 году. В своей деятельности Казанский Совет народных депутатов руководствуется Конституциями Республики Татарстан и Российской Федерации, Законами Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан", Указами Президента Республики Татарстан, Постановлениями Государственного Совета Республики Татарстан, другими законодательными актами, регламентом и решениями Совета. Совет строил свою работу, исходя из интересов наших избирателей, на основе плана, который предусматривал развитие всех направлений жизнедеятельности города. В 2002 году было проведено 6 сессий Совета, на 7 заседаниях которых рассмотрено 63 вопроса, 20 депутатских запросов, утверждено 7 целевых Программ: "Поселок", "Адресной социальной защиты населения", "По сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани", "Развития культуры в г. Казани", "Комплексная программа развития и поддержки предпринимательства в г. Казани", "Развитие физической культуры и спорта", "Программа социально-экономического развития г. Казани на 2003 год".
Намечая программу действий в преддверии юбилея города и учитывая мнения горожан, Совет в числе первоочередных задач на 2002 и последующие годы определил такие важные направления, как подъем экономики, переселение горожан из ветхого жилья, создание условий для сохранения здоровья казанцев, обеспечение нормальных условий для их проживания, выполнение неотложных работ по дальнейшему благоустройству города, развитие его инфраструктуры в соответствии с современными требованиями к градостроительству, сохранение исторического наследия и развитие социокультурного потенциала в столице, повышение уровня жизни социально уязвимых слоев населения, улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса и создание в городе необходимых мер по обеспечению равноправности двух государственных языков Республики Татарстан.
Все вносимые на рассмотрение Совета вопросы проходили предварительное обсуждение в постоянных комиссиях, депутатских объединениях, на заседаниях Президиума Совета. Перед обсуждением вопросов на сессиях, народные депутаты предварительно изучали положение на местах, при необходимости посещали конкретные объекты и знакомились с ситуацией лично.
Исполняя Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", Совет в 2002 году рассмотрел отчет о деятельности администрации г. Казани за 2001 год. Отчету администрации на сессии Совета предшествовали отчеты руководителей города и районов, должностных лиц, руководителей подразделений города перед жителями города по месту жительства и в трудовых коллективах. В результате которых горожанами было высказано более 1000 предложений, замечаний, вопросов и претензий в адрес администрации, которые легли в основу деятельности администрации в 2002 году. В работе сессии, на которой был представлен отчет Главы администрации г. Казани, приняли участие руководители министерств и ведомств Республики Татарстан, различных учреждений и организаций города. Перед собравшимися выступил Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин. Он обратил внимание на главные проблемы жизнедеятельности города, рекомендовал пути их решения.
В начале 2002 года Казанский Совет народных депутатов проанализировал ход подготовки к празднованию 1000-летнего юбилея Казани и принял Городской План мероприятий. Подводя итоги сделанного, Совет подчеркнул, что многое уже сделано по сохранению культурного наследия города, в области археологических исследований, созданы необходимые условия для привлечения казанцев и трудовых коллективов, жителей других районов, городов Республики Татарстан, Российской Федерации внести свою лепту, свои конкретные дела и трудовые подарки в подготовку юбилея.
Кроме того, в период подготовки к празднованию 1000-летия город приобрел международный авторитет. Все меро-приятия, посвященные предстоящему юбилею, освещались в средствах массовой информации, в том числе в федеральных и зарубежных.
Вместе с тем депутатами отмечено, что главное во всей этой работе - создание достойных условий жизни горожан, в связи с этим необходимо изыскать все возможности для реализации целевой Программы "Улучшение условий жизнедеятельности населения", в которой намечены конкретные меры по улучшению условий жизни горожан.
Учитывая предложения избирателей, в 2002 году Казанским Советом был принят ряд программ, которые направлены на улучшение жизнедеятельности горожан, среди них Программа "Поселок", в которой предусмотрено решение таких важных проблем, как нормативная обеспеченность жителей поселков теплом, питьевой водой, канализацией, дорогами, общественным транспортом, телефонной связью, учреждениями социального назначения и проведение других мероприятий по улучшению условий проживания в поселках. Утверждению Программы предшествовала большая подготовительная работа, начатая еще в 2001 году. Так, с участием народных депутатов обсуждение проекта Программы "Поселок" прошло в 66 городских поселках, в результате которого поступило 262 предложения и дополнения.
В 2002 году XI сессией Совета была принята Комплексная Программа развития и поддержки предпринимательства г. Казани. В работе сессии принял участие Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. Отмечая вклад предпринимателей г. Казани в развитие малого и среднего бизнеса в республике, он критически обозначил все проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в столице республики.
Учитывая важность Программы, необходимость более предметного контроля, Советом образован Координационный Совет во главе с председателем Казанского Совета К.Ш. Исхаковым. В работе участвуют народные депутаты, предприниматели, специалисты администрации, ученые города.
В истекшем году Советом была принята Программа адресной социальной защиты населения г. Казани, целями которой являются: повышение уровня жизни социально уязвимых категорий населения; разработка и реализация стратегии социальной защиты населения города; внедрение новых подходов и механизмов в реализацию государственной социальной защиты.
При обсуждении данной Программы депутаты поручили администрации города в 2003 году разработать Программу "Семья", которая позволит создать социальную защиту и государственную поддержку семье.
Как и планировалось Советом, в порядке контроля за выполнением собственных решений и дальнейшей координации действий администрации г. Казани заслушивался ход выполнения Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани, принятой народными депутатами в 1998 году.
Учитывая необходимость дальнейших действий в достигнутом направлении и совершенствования форм и методов работы по созданию условий обеспечения равноправности государственных языков Республики Татарстан, для изучения и сохранения родного языка, культуры и традиций народов, проживающих в городе, народными депутатами утверждена новая Программа на 2003 - 2007 годы.
В связи с произошедшими изменениями градостроительного и регулирующего использование недвижимости законодательства Республики Татарстан и Российской Федерации Совет принял изменения и дополнения в Градостроительный Устав Казани.
Рассматривая ход выполнения Программы теплоснабжения г. Казани, депутаты отмечали, что за этот период проводилась работа по следующим направлениям: строительство новых, наиболее эффективных и экономичных источников теплоснабжения и инженерных сетей; реконструкция существующих источников теплоснабжения и инженерных сетей; внедрение энергосберегающих мероприятий на объектах жилищно-коммунального сектора. Была начата реализация проекта "Реконструкция систем городского теплоснабжения" в соответствии с Соглашением с Международным Банком Реконструкции и Развития, предполагающего реконструкцию тепловых сетей и 27 квартальных котельных в городе.
Однако до сих пор остаются нерешенными вопросы: дефицит тепловой энергии в микрорайонах "Азино-1", "Азино-2", старого аэропорта, вызванный интенсивной жилой застройкой этого района; строительство 7 новых газовых котельных и реконструкция 17 старых, в связи с недостатком финансирования.
Данные проблемы были обозначены народными избранниками при принятии решения, по устранению которых поставлены конкретные задачи перед городской администрацией.
Третий год идет работа по реализации Программы развития образования г. Казани. Изучая ход ее реализации, депутаты подчеркнули, что выполнение Программы ведет к поступательному улучшению нормативов, установленных в отрасли для учреждений образования.
Вместе с тем Советом отмечен ряд нерешенных проблем:
- допущено отставание по строительству дошкольных учреждений;
- слабо развивается система дополнительного профессионального образования для взрослых;
- имеют место правонарушения и преступность среди несовершеннолетних;
- недостигнуты программные показатели по замене изношенного оборудования, обеспечению спортивным инвентарем, фильтрами очистки воды;
- не в полном объеме проведены работы по капитальному ремонту учреждений образования и другие.
В целях создания в городе всех условий для наиболее полного удовлетворения нравственных, духовных и культурных потребностей человека, живущего в ХХI веке, массового привлечения горожан к занятиям физкультурой и спортом Советом утверждены Программы развития культуры в г. Казани и "Развитие физической культуры и спорта".
Депутатами было поручено руководителям предприятий и организаций создать в своих ведомствах необходимые условия для массового привлечения населения в культурную и спортивную сферы города.
Тщательно и принципиально подошел Совет к обсуждению бюджета на 2003 год, народные депутаты обсуждали его во всех постоянных комиссиях, дважды на заседаниях сессии Совета, принципиально ставили эти вопросы и перед Госсоветом, и перед Правительством Республики Татарстан.
Некоторые вопросы удалось решить, но далеко не все. Город один на один остался с населением со многими нерешенными вопросами, это:
- капитальный ремонт учреждений образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы;
- приобретение оборудования;
- содержание милиции;
- капитальное строительство и многие другие вопросы.
Тем не менее, в целях обеспечения нормального функционирования всех бюджетных организаций Совет своевременно принял бюджет города на 2003 год.
Трудности, связанные с формированием бюджета, не могли не отразиться на формировании Программы социально-экономического развития г. Казани на 2003 год.
Обсуждая этот документ и в постоянных комиссиях, и на сессии Совета, народные депутаты обозначили все важные проблемы по социально-экономическому развитию города, которые должны были найти отражение в принимаемой Программе.
В то же время депутатами было высказано мнение, что намечать мероприятия, которые не имеют финансового обеспечения, не имеет смысла. В связи с этим Советом была принята Программа, в которой намечены реальные мероприятия, остальные же вошли в дополнительный перечень жизненно необходимых для столицы республики объектов и мероприятий, которые будут браться в работу в случае покрытия дефицита бюджета.
В 2002 году Казанский Совет народных депутатов работал в условиях меняющегося законодательства Республики Татарстан, что было связано с его приведением в соответствие с Конституцией и законодательством Российской Федерации. И Совет не оставался без участия в этом процессе.
Так, за 2002 год от народных депутатов Казанского Совета народных депутатов, являющихся народными депутатами Республики Татарстан, было подано более 100 поправок, в том числе в такие законопроекты, как:
- Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда;
- Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Республики Татарстан;
- О государственной службе Республики Татарстан;
- О бюджете Республики Татарстан на 2003 год, и другие.
Народные депутаты Совета активно и принципиально подошли к обсуждению важнейшего документа нашей республики - проекту Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан". Предложения депутатов Казанского Совета были оформлены в виде поправок в законопроект и представлены в Государственный Совет Республики Татарстан.
В 2002 году на сессиях Казанского Совета, отстаивая интересы избирателей, народными депутатами неоднократно ставились вопросы о деятельности территориальных органов управления г. Казани. Практически все республиканские ведомства пытаются напрямую управлять городом, игнорируя собственные же территориальные органы, при этом ответственность перед гражданами за работу всех городских учреждений по-прежнему несет Совет и администрация города. Депутаты отметили и тот факт, что во всех других городах республики функции права территориальных органов управления не урезаны.
В связи с этим народные депутаты направили обращение Президенту Республики Татарстан о передаче в введение территориальных органов, находящихся в г. Казани, полноценного управления всеми отраслевыми государственными учреждениями и объектами, расположенными в Казани, и необходимых для этого финансовых ресурсов из бюджетов различных уровней.
Принципиальную позицию высказывал Совет при работе в Государственном Совете Республики Татарстан над законопроектами "О приватизации государственного имущества Республики Татарстан" и "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Татарстан".
Отмечая недопустимость принятия законов, противоречащих Европейской хартии "О местном самоуправлении", Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, действующему законодательству и ведущих к ущемлению прав местных Советов и прав избирателей самостоятельно управлять их собственностью, Совет принял обращение к народным депутатам Республики Татарстан с просьбой не принимать названных законов.
Все это способствовало принятию Государственным Советом Республики Татарстан решения о возврате на доработку названных законов разработчикам, т.е. Правительству Республики Татарстан.
С целью повышения эффективности действий администрации города, направленных на обеспечение дальнейшего устойчивого социально-экономического развития города, улучшение его хозяйственного климата и повышение инвестиционной привлекательности, в декабре 2002 года решением Казанского Совета народных депутатов был создан Генеральный Совет стратегического развития Казани и утвержден его состав. Задачами Совета является выработка стратегии в решении таких глобальных для города вопросов, как реформирование жилищной сферы, формирование благоприятной экономической и социальной среды, и других.
Анализируя работу народных депутатов на сессиях, Совет отмечает, что народные избранники в целом активно принимали участие в заседаниях Совета, поднимали насущные проблемы избирателей, отстаивали их интересы, участвовали в обсуждении программ и других рассматриваемых вопросов.
Однако следует самокритично признать, что не всегда народным депутатам удавалось решить вопросы своих избирателей, связанные с капитальным ремонтом домов, выделением жилья, ремонтом дорог, и другие по причине отсутствия в городе финансовой возможности. Тем не менее все они находятся в поле зрения народных депутатов ваших округов.
Уважаемые избиратели!
Казанский Совет народных депутатов выражает признательность всем казанцам, откликнувшимся в связи с опубликованием в печати отчета Совета о нашей деятельности в 2001 году. Мы получили много откликов, отзывов и обращений горожан, как устных, так и в письменной форме, в которых вы высказываете свое мнение о работе конкретных депутатов, предлагаете свои пути решения стоящих перед городом задач, вскрываете недостатки и упущения во всех сферах жизнедеятельности нашей столицы. Ваши отклики, просьбы и предложения помогают нам глубже вникать в проблемы миллионного города, острее чувствовать любые просчеты в работе подразделений городского хозяйства, принимать оперативные меры по исправлению положения. Народные депутаты встретились почти с каждым избирателем, который высказал свои претензии к депутатам и Совету, указав при этом свой телефон или адрес, и побеседовали с ним. Большинство обратившихся остались удовлетворенными при общении с депутатами.
ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА
Организацию работы Совета, его постоянных комиссий, а также подготовку вопросов к сессиям в 2002 году осуществлял Президиум Совета.
Центральное место в деятельности Президиума занимали вопросы подготовки сессий Совета. По сложившемуся порядку работы при подготовке вносимых на очередную сессию вопросов Президиум Казанского объединенного Совета народных депутатов до ее проведения утверждает календарный план мероприятий, в котором изложен перечень подготовительных мер, сроки исполнения и ответственные. Это позволяет организовать деятельность постоянных комиссий и народных депутатов по изучению рассматриваемых вопросов, состояния дел, определению задач на перспективу, настраивает их на деловое и принципиальное обсуждение поднимаемых проблем.
Так, за 2002 год было проведено 7 заседаний Президиума, принято 20 решений.
На своих заседаниях Президиум заслушивал информации председателей депутатских районных объединений, постоянных комиссий, заместителей Главы администрации города, начальников управлений, председателей комитетов по различным направлениям работы, о состоянии дел в городе, о готовности документов для рассмотрения Советом.
Президиумом был рассмотрен ряд вопросов по депутатской деятельности, которые занимают особое место в деятельности Совета. Среди них: о приемах народными депутатами избирателей в своих округах; организация отчетов депутатов перед избирателями и трудовыми коллективами, отчеты постоянных комиссий и депутатских объединений о проделанной работе, организация контроля за исполнением решений и другие вопросы.
Все заседания Президиума проводились открыто, с участием представителей различных подразделений администрации города и средств массовой информации.
В то же время следует признать, что в 2002 году Президиум не обеспечил работу Совета в полном объеме и в соответствии с утвержденным планом. В связи с тем, что администрация города не разработала все необходимые документы и не подготовила их для рассмотрения Советом, 5 запланированных вопросов не были своевременно рассмотрены.
В их числе:
- Об улучшении транспортного обслуживания населения г. Казани (в том числе Программа "Мосты и дороги");
- Программа развития туризма;
- О ходе выполнения Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья;
- О Программе улучшения водоснабжения и водоотведения в г. Казани;
- Об улучшении коммунальных услуг, предоставляемых населению г. Казани.
Президиум, оценив степень их готовности, состояние проработки механизмов реализации всех программ, обратился к Совету с предложением отложить их рассмотрение на сессиях в 2002 году и внести на рассмотрение Совета по мере их готовности, взяв на себя систематический контроль за ходом подготовки программ. Нерассмотренные вопросы перенесены в план работы 2003 года.
Из этих организационных недоработок прошлого года Президиумом сделаны соответствующие выводы. Президиум изменил режим своей работы. Проект плана работы на 2003 год предусматривает внесение на Президиум больше вопросов по анализу хода подготовки сессий, заблаговременную работу и систематический контроль за подготовкой вопросов для рассмотрения Советом.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ=КОМИССИИ СОВЕТА
В Казанском Совете народных депутатов действуют восемь постоянных комиссий:
- по вопросам экономического развития и реформ (председатель Мухаметзакиров А.М.);
- по бюджетно-финансовым вопросам (председатель Жданов В.Н.);
- по вопросам законности, правопорядка, управления и самоуправления (председатель Абдуллин К.Ф.);
- по вопросам экологии и охраны здоровья горожан (председатель Закиров К.З.);
- по науке, образованию, спорту и туризму (председатель Пашкова Т.В.);
- по вопросам социальной защиты населения, вопросам семьи, детей и молодежи (председатель Перепеченов В.В.);
- по вопросам градостроительства, жилищной политики, благоустройства, транспорта и связи (председатель Кафиатуллин Р.А.);
- по культуре и национальным вопросам (председатель Закиров Р.З.).
Постоянными комиссиями проводилась работа по решению отраслевых задач и подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Совета, а также рассмотрению всех обращений и заявлений избирателей. За истекший год постоянные комиссии провели 59 заседаний, на которых рассмотрен 181 вопрос и более 20 заявлений и обращений избирателей. Постоянные комиссии прежде всего рассматривали вопросы, связанные с решением социальных проблем горожан.
Постоянная комиссия по бюджетно-финансовым вопросам держала на контроле: формирование бюджета города, поступление налогов в городской бюджет, финансовое обеспечение принимаемых Советом программ, изучала ход исполнения бюджета.
Среди рассмотренных постоянной комиссией по вопросам законности, правопорядка, управления и самоуправления вопросов наиболее важными можно отметить: "О состоянии материально-технического обеспечения органов внутренних дел г. Казани и о ходе реализации Указа Президента Республики Татарстан "О дополнительных мерах по усилению охраны общественного порядка в Республике Татарстан" в 2002 году", "О работе Городской межведомственной комиссии по профилактике наркомании, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту", "Об общем списке народных заседателей районных судов в г. Казани".
Комиссией по вопросам экономического развития и реформ были рассмотрены вопросы "О Программе социально-экономического развития г. Казани на 2003 г.", "О состоянии и поддержке предпринимательства в г. Казани", "О правомерности налоговых льгот, ранее предоставленных предпринимателям города", "О состоянии бытового обслуживания населения г. Казани" и многие другие.
Комиссией по вопросам градостроительства, благоустройству, транспорту и связи изучались вопросы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в городе, контролировался пуск тепла в отопительный сезон, изучалась реализация Градостроительного Устава Казани.
Комиссия по науке, образованию, спорту и туризму изучала состояние загородных детских лагерей труда и отдыха, рассмотрела, совместно с постоянной комиссией по вопросам законности, правопорядка, управления и самоуправления, вопрос "Об организации досуга и занятости детей и молодежи летом 2002 года". Изучая готовность учреждений образования к новому учебному году, особое внимание комиссия уделяла готовности школ ?110, ?81, ?96, а также гимназии ?6. Кроме того, постоянная комиссия изучала ход реализации Программы развития образования в г. Казани на период с сентября 2000 по август 2005 года, участвовала в разработке Программ "О развитии физической культуры и спорта" и "О развитии туризма в г. Казани".
В разработке Программы "Адресная социальная защита населения г. Казани" активно принимала участие постоянная комиссия по социальной защите населения, вопросам семьи, детей и молодежи. Комиссией внесен ряд существенных корректив в проект программы. Кроме того, рассмотрен важный для социально незащищенной категории населения вопрос "О состоянии обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на льготное обеспечение" с выездом в аптеки города.
Постоянная комиссия по вопросам экологии и охраны здоровья горожан особое внимание уделяла вопросам состояния и улучшения здоровья детей и подростков, отметила удовлетворительное проведение всероссийской диспансеризации детей в городе Казани. Также в рамках рассмотрения вопроса "О ходе строительства и капитального ремонта учреждений здравоохранения" изучалось состояние развития сетей учреждений здравоохранения. Одно из заседаний комиссии было посвящено охране водных ресурсов. В результате рассмотрения было дано несколько конкретных рекомендаций администрации города, среди которых - создание генеральной схемы ливневой канализации с очистными сооружениями.
Постоянная комиссия по культуре и национальным вопросам провела в апреле месяце выездное заседание с целью изучения состояния паркового хозяйства города. Народные депутаты посетили парки и скверы в различных районах города и установили, что отдельные парки находятся в неудовлетворительном состоянии, остается нерешенным вопрос по землеотводу данных парков и скверов. Большое внимание уделялось комиссией ходу выполнения Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани, на 1998 - 2002 годы, а также депутаты комиссии участвовали в разработке Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани, на 2003 - 2007 годы и Программы развития культуры г. Казани.
С целью более глубокого изучения вопросов, выносимых на сессию и заседания постоянных комиссий, проводились "Дни депутата". Депутаты выезжали на объекты:
- промышленности города: ОАО "АПК "Казанский лен", ОАО "Серп и молот" и др.;
- предпринимательской деятельности, такие как ООО "Рекон", ЗАО "Эбивольстиль", ООО "Отражение", ЗАО "Карттранс", ООО "Мюстела";
- молодежного досуга, в том числе подростковый клуб "Кояш", центр боевых искусств "Судзуки", клуб "Арена";
- летнего отдыха детей: лагеря "Бригантина", "Звездочка" и др.;
- социальной защиты населения, в том числе Центр "Гаврош", детский реабилитационный центр на ул. Шмидта, городской Центр социального обслуживания населения г. Казани;
- культуры: музей Горького, библиотека на ул. Гаврилова и др.;
- образования: средние школы ?110, ?81, ?96;
- паркового хозяйства города, такие как парки при ДК химиков, ДК им. Ленина, государственной филармонии им. Г.Ту-кая;
- здравоохранения: ГСМО "Фтизиатрия", инфекционная больница на пр. Победы, городская больница ?18;
- ОАО "Казанская ярмарка" с посещением специализированных выставок и конференций;
- правоохранительной деятельности, в том числе по изучению вопроса "О профилактике правонарушений, безнадзорности и бродяжничества среди несовершеннолетних" проведен рейд по ул. Баумана, на Центральном колхозном рынке и Привокзальной площади железнодорожного вокзала.
Комиссиями Совета в 2002 году проводились встречи за круглым столом с участием заинтересованных организаций. Например, так обсуждались вопросы: развития предпринимательства в г. Казани с участием народных депутатов и представителей малого и среднего бизнеса города; образования ХХI века; обучающих средств и технологий; состояния наркологической ситуации в г. Казани; о мерах усиления борьбы с наркоманией; работы администрации г. Казани по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению предприятий города и другие.
На такие обсуждения приглашаются заинтересованные лица - ученые, практики, горожане, представители государственных и общественных организаций, деловых кругов, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан и Государственной Думы Российской Федерации. При обсуждении вопросов, рассматриваемых за круглым столом, вы-сказываются самые различные мнения, вносятся деловые предложения, которые учитываются депутатами при принятии окончательного решения.
Анализируя работу постоянных комиссий, Президиум и Совет отмечали активное участие в их работе большинства народных депутатов.
ДЕПУТАТЫ В ОКРУГАХ
Говоря о проделанной Советом в 2002 году работе, нельзя не сказать о деятельности народных депутатов в округах. В прошлом году все народные депутаты провели отчеты перед своими избирателями, на которых присутствовало более 10 тыс. человек. Депутатам было задано более 3 тыс. вопросов, на которые были даны ответы и разъяснения. Над разрешением многих из них депутаты работали в течение года.
Большинство народных депутатов вели приемы избирателей ежемесячно в установленное графиком время. За год каждый депутат провел от 8 до 20 приемов избирателей. График приемов депутатов доводился до сведения избирателей через средства массовой информации, а также путем информирования через объявления в избирательных округах. На встречах избиратели поднимали вопросы ускорения переселения из ветхого жилья, телефонизации, ремонта и благоустройства жилого фонда, организации вывоза мусора, работы городского транспорта, вопросы лекарственного обеспечения и многие другие. С участием народных депутатов в 2002 году удалось в ряде случаев обеспечить регулярный вывоз бытового мусора из микрорайонов, ремонт жилого фонда, от- крыть новые учреждения торговли, бытового обслуживания населения, решить многие вопросы частного характера. В адрес многих депутатов (Рыбушкин Н.Н., Абдуллин К.Ф., Ахметзянов Ф.Г., Перепеченов В.В., Исхаков К.Ш., Андреева Л.Н., Ким Р.К., Гумеров Р.Х., Рахимов М.М., Мухаметзакиров А.М., Матвеев И.М., Халиуллин И.И., Ливада А.Н., Саяхов А.М., Щукина Н.П., Каримов Р.К., Пашкова Т.В. и др.) получены письма с благодарностью за конкретные решенные ими вопросы избирателей.
Вместе с тем необходимо отметить, что не все народные депутаты регулярно проводили приемы избирателей, допускались случаи приема населения в кабинетах по месту своей работы, а не на территории избирательного округа, что создавало неудобства для избирателей. Имелись случаи, когда народные депутаты не прилагали должных усилий для оказания помощи своим избирателям в решении их проблем и вопросов, не всегда давалась депутатами принципиальная оценка фактам отписок и волокиты исполнителей. Особенно это касалось вопросов обеспечения порядка организации регулярного движения маршрутов городского транспорта, выполнения работ по благоустройству дворовых территорий, ремонта жилого фонда и сантехнического оборудования, ремонта кооперативного жилья и его коммуникаций, организации автостоянок и кафе с графиком работы в ночное время вблизи жилых домов, что вызывало справедливое нарекание жильцов. Народным депутатам, к которым имеют место подобные замечания, было указано Советом на изменение режима и места приема избирателей, а главное, своевременное всестороннее оповещение.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА И ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Г. КАЗАНИ
Международная деятельность Казанского Совета в 2002 году была направлена прежде всего на ознакомление международного общества с 1000-летней историей г. Казани и ее современным развитием.
Город Казань работает с 11 международными организациями, в пяти из них является полноправным членом.
Казанский Совет старается принимать самое активное участие в работе всех международных организаций для того, чтобы мировая общественность как можно лучше познакомилась с нашим городом, чтобы росли и укреплялись взаимно экономические, культурные, туристические связи, чтобы повышался международный статус нашего города.
Казань принимает участие в процессе объединения таких двух важных международных организаций, как Всемирная Федерация объединенных городов и Международный Союз местных властей.
Вся проводимая работа позволяет показать уникальность нашего города, мирное толерантное сосуществование культур, конфессий, безконфликтность решения каких-либо межконфессиональных и межэтнических проблем.
Мировая общественность с большим интересом изучает опыт Казани и по достоинству его оценивает.
Так, г. Казань стал единственным городом России - победителем конкурса ЮНЕСКО "Города за мир".
Казани неоднократно была предоставлена возможность выступать на международных конференциях на тему "Роль местных властей в борьбе с терроризмом" или по теме "Сохранение и развитие многообразия культур - диалог к устойчивому будущему", т.е. будущему без религиозных и межэтнических войн, что сейчас в мире особенно ценно.
Совет продолжает свою работу по объединению городов Великого Волжского пути от Осло до Тегерана с целью установления культурного диалога, предпринимательских и экономических связей.
Казанский Совет ведет активную работу по налаживанию дружеских отношений как с российскими, так и с зарубежными городами. В 2002 году заключены договоры о партнерских отношениях с 4 зарубежными городами: Тебризом (Иран); Юрмалой (Латвия); Донецком (Украина); Стамбулом (Турция). И российскими городами: Йошкар-Олой и Челябинском.
Город Казань поддерживает партнерские отношения с 28 городами мира, и в настоящее время идет активная разработка и реализация программ по выполнению заключенных соглашений.
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В Г. КАЗАНИ
Продолжалась работа по развитию в городе местного самоуправления. В истекшем году в жилых комплексах в Казани действовали 24 органа местного самоуправления во всех районах города.
Народные депутаты и администрация города старались сделать жизнь в поселках более обустроенной. Некоторые мероприятия Программы "Поселок" в 2002 году удалось выполнить. Так, на развитие инфраструктуры, ремонт инженерных сетей и объектов социальной сферы выполнены работы в объеме 403,8 млн.руб. В результате мероприятий Программы построено и отремонтировано 72,2 тыс.кв.м автодорог, 97,14 км инженерных сетей, проведен капитальный ремонт в 5 учреждениях здравоохранения, в 20 учреждениях образования, в 8 учреждениях культуры, построено 10 торговых объектов, 3 кафе и установлено 675 телефонов. Народные депутаты и впредь будут добиваться полного выполнения этой Программы.
Совет всегда держал в поле своего зрения состояние финансирования органов местного самоуправления, которые в свою очередь старались решать проблемы вверенных им территорий.
Для создания финансовой основы деятельности местного самоуправления Совет установил источники финансирования: отчисление от земельного налога, налога с продаж, налога с имуществ физических лиц, дотации из районных бюджетов в пределах минимальных нормативов бюджетной обеспеченности.
В городе постоянно осуществляется поиск оптимальных вариантов управления территориями и их социально-экономическим развитием. Наряду с образованием территорий с особым статусом - "Казанский посад" и "Старо-Татарская слобода - Искэ-Татар бистэсе" в порядке эксперимента по привлечению жителей города к общественному управлению жизнедеятельностью на своей территории, в своих домах и подъездах образованы и осуществляют свою деятельность управы "Дербышки" и "Ипподромный". В течение года управы активно принимали участие в работе по реализации задач, поставленных перед городской и районной администрациями: проведение подготовительной работы к 1000-летию города, III Всемирного конгресса татар, Дня города Казани, Всероссийской переписи населения и другим памятным мероприятиям. Избраны Советы управ по подготовке к празднованию 1000-летия г. Казани, проводится мониторинг отношения граждан к проводимым в городе мероприятиям по подготовке к юбилею.
Совет оказывал методическую помощь в работе органов местного самоуправления:
- направлял на учебу руководителей органов местного самоуправления;
- организовывал для них семинары;
- участвовал в семинарах, проводимых Государственным Советом Республики Татарстан;
- регулярно обменивался опытом работы с представительными органами других городов и регионов;
- изучал формы реального участия населения в осуществлении государственной политики на местном уровне;
- участвовал в проекте Тасис "Развитие местной демократии и самоуправления в России".
В 2002 году народными депутатами Совета велась активная работа через Конгресс муниципальных образований России по внесению предложений в законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления", разрабатываемый комиссией под руководством Д.М. Козака - руководителя аппарата Правительства Российской Федерации. Депутаты Совета неоднократно участвовали в обсуждении проекта закона на парламентских слушаниях в Государственной Думе, на заседаниях Конгресса муниципальных образований, Союза Российских городов, семинарах Государственного Совета Республики Татарстан.
В результате было внесено более 40 предложений по организации местного самоуправления в крупных городах, по определению полномочий и компетенции местных Советов.
В настоящее время законопроект находится в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении, и после его принятия в 2004 году начнется процесс образования органов местного самоуправления по новому законопроекту. И это будет принципиально новый орган высшей представительной власти г. Казани - столицы Республики Татарстан.
До 1 марта 2004 года будут назначены выборы в органы местного самоуправления и до 1 октября 2004 года они должны быть проведены. И Совету уже сейчас необходимо искать и найти ответы на такие вопросы, как:
- какова должна быть структура власти в г. Казани?
- каким быть местному самоуправлению в столице республики и его представительному органу?
- каким быть Уставу органа местного самоуправления и кто его должен утвердить?
- какова роль жилых комплексов и управ в системе органов местного самоуправления?
- предстоит разработать и рассмотреть закон "О статусе столицы Республики Татарстан г. Казани";
да и на многие другие вопросы, которые поставит российское законодательство, и не просто найти ответы, а выработать предложения и видение будущей городской власти, которая будет обладать большими полномочиями и самостоятельностью управления городом.
Ответить на эти вопросы предстоит и вам, дорогие наши избиратели.
Уважаемые избиратели!
Совет в 2002 году строил свою работу в соответствии со своей компетенцией и в интересах своих избирателей. Все сессии проходили с большой активностью депутатов, с участием руководителей органов местного самоуправления, служб и подразделений администрации города, депутатов Республики Татарстан.
Совет принципиально ставил и решал вопросы, касающиеся развития города, улучшения жизни горожан.
Работу Совета, Президиума и постоянных комиссий освещали средства массовой информации: газеты "Шахри Казан", "Казанские ведомости", соучредителем которых являются Совет и администрация города, а также телекомпании "Татарстан", "Вариант", "Канал 6", "Эфир". Накануне сессий в СМИ публикуется информация о дате и месте созыва заседания Совета, повестка дня. Ход сессий освещается в изложении, публикуются все принятые решения. По крупным вопросам, вносимым на рассмотрение Совета, в средствах массовой информации открываются рубрики. Так, в газетах "Казанские ведомости" и "Шахри Казан" в истекшем году публиковались материалы под рубрикой "Казанский Совет: день за днем" и ряд других, связанных с деятельностью Совета и народных депутатов.
* * *
Обобщая сделанное депутатским корпусом в 2002 году, следует отметить, что Казанский Совет народных депутатов будет и дальше работать в интересах горожан, выполняя волю избирателей, активно участвуя в политической и общественно-экономической жизни столицы нашей республики.
Отчитываясь перед избирателями о проделанной работе, Совет хорошо осознает, что за отчетный период многое сделать не удалось, желания всегда опережали наши возможности. Мы не ищем легких путей и лучшей наградой за наш общественный труд будет поддержка избирателей в стремлении сделать нашу столицу процветающим городом. Мы хотим улучшить условия проживания людей, защитить их интересы и сделаем все для того, чтобы Казань достойно отметила свое тысячелетие.
аммы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани, на 1998 - 2002 годы, а также депутаты комиссии участвовали в разработке Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани, на 2003 - 2007 годы и Программы развития культуры г. Казани.С целью более глубокого изучения вопросов, выносимых на сессию и заседания постоянных комиссий, проводились "Дни депутата". Депутаты выезжали на объекты:
- промышленности города: ОАО "АПК "Казанский лен", ОАО "Серп и молот" и др.;
- предпринимательской деятельности, такие как ООО "Рекон", ЗАО "Эбивольстиль", ООО "Отражение", ЗАО "Карттранс", ООО "Мюстела";
- молодежного досуга, в том числе подростковый клуб "Кояш", центр боевых искусств "Судзуки", клуб "Арена";
- летнего отдыха детей: лагеря "Бригантина", "Звездочка" и др.;
- социальной защиты населения, в том числе Центр "Гаврош", детский реабилитационный центр на ул. Шмидта, городской Центр социального обслуживания населения г. Казани;
- культуры: музей Горького, библиотека на ул. Гаврилова и др.;
- образования: средние школы ?110, ?81, ?96;
- паркового хозяйства города, такие как парки при ДК химиков, ДК им. Ленина, государственной филармонии им. Г.Ту-кая;
- здравоохранения: ГСМО "Фтизиатрия", инфекционная больница на пр. Победы, городская больница ?18;
- ОАО "Казанская ярмарка" с посещением специализированных выставок и конференций;
- правоохранительной деятельности, в том числе по изучению вопроса "О профилактике правонарушений, безнадзорности и бродяжничества среди несовершеннолетних" проведен рейд по ул. Баумана, на Центральном колхозном рынке и Привокзальной площади железнодорожного вокзала.
Комиссиями Совета в 2002 году проводились встречи за круглым столом с участием заинтересованных организаций. Например, так обсуждались вопросы: развития предпринимательства в г. Казани с участием народных депутатов и представителей малого и среднего бизнеса города; образования ХХI века; обучающих средств и технологий; состояния наркологической ситуации в г. Казани; о мерах усиления борьбы с наркоманией; работы администрации г. Казани по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению предприятий города и другие.
На такие обсуждения приглашаются заинтересованные лица - ученые, практики, горожане, представители государственных и общественных организаций, деловых кругов, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан и Государственной Думы Российской Федерации. При обсуждении вопросов, рассматриваемых за круглым столом, вы-сказываются самые различные мнения, вносятся деловые предложения, которые учитываются депутатами при принятии окончательного решения.
Анализируя работу постоянных комиссий, Президиум и Совет отмечали активное участие в их работе большинства народных депутатов.
ДЕПУТАТЫ В ОКРУГАХ
Говоря о проделанной Советом в 2002 году работе, нельзя не сказать о деятельности народных депутатов в округах. В прошлом году все народные депутаты провели отчеты перед своими избирателями, на которых присутствовало более 10 тыс. человек. Депутатам было задано более 3 тыс. вопросов, на которые были даны ответы и разъяснения. Над разрешением многих из них депутаты работали в течение года.
Большинство народных депутатов вели приемы избирателей ежемесячно в установленное графиком время. За год каждый депутат провел от 8 до 20 приемов избирателей. График приемов депутатов доводился до сведения избирателей через средства массовой информации, а также путем информирования через объявления в избирательных округах. На встречах избиратели поднимали вопросы ускорения переселения из ветхого жилья, телефонизации, ремонта и благоустройства жилого фонда, организации вывоза мусора, работы городского транспорта, вопросы лекарственного обеспечения и многие другие. С участием народных депутатов в 2002 году удалось в ряде случаев обеспечить регулярный вывоз бытового мусора из микрорайонов, ремонт жилого фонда, от- крыть новые учреждения торговли, бытового обслуживания населения, решить многие вопросы частного характера. В адрес многих депутатов (Рыбушкин Н.Н., Абдуллин К.Ф., Ахметзянов Ф.Г., Перепеченов В.В., Исхаков К.Ш., Андреева Л.Н., Ким Р.К., Гумеров Р.Х., Рахимов М.М., Мухаметзакиров А.М., Матвеев И.М., Халиуллин И.И., Ливада А.Н., Саяхов А.М., Щукина Н.П., Каримов Р.К., Пашкова Т.В. и др.) получены письма с благодарностью за конкретные решенные ими вопросы избирателей.
Вместе с тем необходимо отметить, что не все народные депутаты регулярно проводили приемы избирателей, допускались