Злободневность обсуждения проблемы не подлежит сомнению. Ее актуальность диктуется как геополитической обстановкой, так и серьезными упущениями в системе образования страны за последние пару десятилетий. По данным различных социологических исследований, значительная часть молодежи имеет весьма смутное представление о Великой Отечественной войне и о том, какие лишения и жертвы принесла она народам нашей страны. Проблема охватывает широкий круг вопросов. Поэтому на обсуждение были приглашены кроме директоров казанских школ активисты советов ветеранов районов столицы, ветеранских советов предприятий и учреждений, работники музеев, молодежных поисковых организаций, ветераны войны и труда.Городские власти тоже придали мероприятию серьезное значение. С приветствием к участникам конференции обратилась Наталья Гречанникова - заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам. С докладом выступила Эльмира Тахавиева, заместитель начальника управления образования города. В чем видятся принявшим участие в обсуждении сегодняшние особенности проблемы?Во-первых, в связи с подготовкой к 70-летию Победы патриотическое воспитание граждан приобрело статус государственной программы. Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан по этому вопросу приняты соответствующие постановления. И в школах города многое делается для претворения их в жизнь. Программа духовно-нравственного развития и патриотического воспитания стала неотъемлемой частью и образовательной программы каждой школы. Высоким воспитательным потенциалом обладают практикуемые ныне внеклассные мероприятия, предметы социально-гуманитарной направленности. В школах Казани действуют 65 кадетских классов, охватывающих около 1500 ребят. С привлечением экскурсоводов и краеведов организуются посещения школьниками музеев, памятников героям, встречи с живыми участниками войны. Ежегодно проводятся научно-практические конференции учащихся «Наследники Великой Победы». На базе общеобразовательных учреждений созданы и функционируют 145 школьных музеев. Запланировано открытие их еще в 13 школах города. Они стали центрами патриотического воспитания, в работу их вовлечены и педагоги, и родители, и общественные организации.Регулярно проводятся месячники оборонно-массовой работы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, различные мероприятия, посвященные памятным датам минувшей войны. Ну и, естественно, вопросы патриотического воспитания решаются с помощью изучения общеобразовательных предметов социально-гуманитарной направленности: истории Отечества, литературы, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности.В городе, где разрабатываются и внедряются инновационные технологии, растет число детских и молодежных общественных объединений данного направления. К началу учебного года насчитывалось 165 правоохранительных, 8 поисковых отрядов, 48 музейно-поисковых и краеведческих объединений, 72 тимуровских отряда.Готовность ребят к защите своей Родины, ответственность за судьбу страны формируются и в рамках проведения таких мероприятий, как вручение старшеклассникам - будущим призывникам - в торжественной обстановке приписных свидетельств, участие в городской Спартакиаде по военно-прикладным видам спорта, учебно-полевых сборах, играх «Зарница», встречах с ветеранами ВОВ и воинами-интернационалистами. В школах Казани практикуются и другие формы и приемы, чтобы вырастить из своих питомцев достойных граждан Отечества. Да, делается многое. Это подтверждено итогами конкурсов на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе за последние 7 лет. Однако в этом бесспорно важном деле пока используются далеко не все возможности, какие может предоставить город с такой драматической и славной историей, как Казань. Об этом было сказано в выступлениях при обсуждении проблемы.Михаил Черепанов, директор музея ВОВ, выдвинул идею участия школьников в марше памяти. Дети могут вручать семьям воинов документы о том, что их родные, считавшиеся пропавшими без вести, полегли на поле боя, а также копии недавно рассекреченных наградных листов.Михаил Рафиев, заместитель председателя Комитета ветеранов войны и военной службы РТ, поведал о том, что предпринято за последние годы для повышения обороноспособности страны, повышения статуса военнослужащего, о современной экипировке и оснащении воина российской армии. Сообщил, что из Республики Татарстан ныне призвано более 4000 новобранцев, в основном это питомцы наших школ.Совершенствованию форм и методов патриотического воспитания, укреплению связи предприятий с учебными заведениями, в частности, шефства над школами, посвятил свое выступление председатель совета ветеранов Вахитовского района Генрих Бердников. Посетовал на отсутствие в городе координационного совета по патриотическому воспитанию - пока эта работа держится на инициативе ветеранов и школьных учителей.Не дежурные, а очень дельные были выступления директоров школ. Татьяна Петрова, директор школы №101, рассказала, что в Дербышки в годы войны были эвакуированы блокадники Ленинграда. А школа поныне поддерживает очень продуктивную в смысле патриотического воспитания своих питомцев связь с городом-героем. К юбилею снятия блокады туда из Казани выезжала школьная делегация.
Альфия Урманчеева, директор 78-й школы, заметила, что в этой школе создан единственный в Казани класс морских кадетов. Школа поддерживает связь с подводниками. О действенной форме воспитания патриотизма в школе №139 рассказал ветеран ВОВ Юрий Фролов. Здесь умело пользуются характеристиками командиров частей, где служат выпускники школ, для формирования личности обучающихся пока в стенах данной школы.Без духовности не бывает патриотизма. Без патриотизма нет стойких защитников своего Отечества. В воспитании таких граждан велика роль нашей школы. Хорошо, что этой проблеме придали важное значение и обсудили ее на должном уровне.
Альфия Урманчеева, директор 78-й школы, заметила, что в этой школе создан единственный в Казани класс морских кадетов. Школа поддерживает связь с подводниками. О действенной форме воспитания патриотизма в школе №139 рассказал ветеран ВОВ Юрий Фролов. Здесь умело пользуются характеристиками командиров частей, где служат выпускники школ, для формирования личности обучающихся пока в стенах данной школы.Без духовности не бывает патриотизма. Без патриотизма нет стойких защитников своего Отечества. В воспитании таких граждан велика роль нашей школы. Хорошо, что этой проблеме придали важное значение и обсудили ее на должном уровне.