В начале заседания первый заместитель председателя Госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина выступила с кратким докладом о текущей реализации инвестпрограмм у энергетиков. С ее слов выходило, что в среднем по всем организациям мероприятия по строительству сетей выполнены на 29%, по замене оборудования - на 44%, а вот по реконструкции сетей выполнение застопорилось где-то в районе нуля. А именно 0,82%. Этому есть свое объяснение - теплоэнергетики дожидались окончания отопительного сезона.
Хабибуллина отметила, что корректировки были практически во всех рассмотренных инвестпрограммах. Например, к АО «Казэнерго» были замечания по реконструкции двух котелен и вопросы по источникам финансирования. Впрочем, проводивший заседание председатель Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев напомнил, что в «Казэнерго» сменился руководитель. Поэтому доклад нового директора предприятия Фаниса Нурмухаметова будет позже.
Начальник управления стратегического развития и реализации инвестиций АО «Татэнерго» Александр Королев начал с хороших новостей. Их предприятие заложило 4,148 млрд рублей на реализацию своей инвестпрограммы в текущем году. Из этой суммы 3,1 млрд рублей - это тарифные источники. То есть львиную долю ремонта оплачивают жители республики. Наиболее дорогие реализуемые «Татэнерго» проекты - это строительство магистрального тепловода от Казанской ТЭЦ-1 до котельной «Горки», где работы выполнены уже на 80%, и реконструкция тепловодов в центре города - на улицах Право-Булачная, Островского, Ташаяк и Ахтямова. На всех этих объектах процент выполнения высокий - от 87% и выше. А что касается монтажа трубопроводов, то он везде выполнен на 100%. Всего в этом году планируется обновить почти 31 км сетей.
И тут Королев тихо добавил, что некоторые работы придется снять из-за недостатка финансирования по тарифным источникам. К ним не относятся вышеперечисленные, где работы уже почти завершены. Это при том, что только в первом полугодии «Татэнерго» обещает выйти на освоение 27% от общего годового объема финансирования. Как же так? Пока не освоили три четверти заложенных средств, а уже понимают, что их не хватит?
Председатель Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Раисе РТ Тимур Халиков, который отличается особой активностью практически на каждом заседании штаба, и в этот раз нашел, чем поинтересоваться с пристрастием. После изучения лотов, которые «Татэнерго» выставляло на торги, у него возник ряд вопросов. Среди них: почему заявки по закупкам материалов и на ремонт теплосетей были размещены только в конце апреля, что как-то поздновато, учитывая весьма плотный график реконструкции, связанный с будущим саммитом БРИКС? зачем в один лот помещать сразу два объекта, находящихся в разных частях города? так ли необходимо «Татэнерго» именно сейчас покупать новые кондиционеры и чинить гаражи, на что, по словам Халикова, уходят некоторые средства? И наконец, важнейший вопрос от эксперта: «Вот видим, разместили лот, а никто не заявился. Впоследствии при повторном размещении происходит удорожание примерно на 12%. И заявляются компании, которые и так долгие годы работали с «Татэнерго». При утверждении инвестпрограммы вы уверяли, что все подсчитали и зачастую получалась экономия. А теперь вдруг видим - удорожание». Со своей стороны, Королев пояснил, что абсолютно все подрядчики хотят увеличить зарплаты своим рабочим. По его словам, зарплаты не фиксируются в начале года, в отличие, например, от цен на материалы. Поэтому подрядчики периодически пересчитывают свои сметы. Непонятно только, отчего это происходит в мае. Неужели майская инфляция самая высокая?
Тут уже не выдержал Груничев: «Но мы знаем, что есть сторонние организации, с которыми вы давно работаете...» Он не закончил мысль, предложив лишь Королеву прервать свои возражения. «Сейчас этими рассуждениями закопаете сами себя», - добавил глава Госкомитета РТ по тарифам.
И действительно, уже после совещания корреспондент «КВ» попытался выяснить у Королева, как, собственно, получается удорожание, еще и почти в середине года, и неужели специалисты «Татэнерго» заранее не просчитывают стоимость тех или иных работ. Конкретного ответа получено не было. Сотрудник ресурсоснабжающей организации сказал только, что с этого года они будут пользоваться результатами мониторинга стоимости инженерно-монтажных работ и некоторых материалов, регулярно проводимого Минстроем РФ. И очень рассчитывают, что он окажется адекватным рыночным ценам. Впрочем, и на другие вопросы журналистов, которые попросили прокомментировать слова Халикова, Королев ответил только, что это весьма общие сведения и он не компетентен отвечать за абстрактные примеры, нужно разбирать каждый конкретный случай.
Директор Нижнекамской ТЭЦ Алексей Юмангулов доложил о том, что они заменят в этом году один из котлов. Работы должны быть завершены в декабре. У присутствовавших возникло некоторое беспокойство, не останутся ли нижнекамцы без тепла. Юмангулов всех успокоил, заявив, что работающие в данный момент котлы с нагрузкой вполне справятся. Груничев похвалил Нижнекамскую ТЭЦ за то, что основные виды работ производятся за счет заемных средств, без нагрузки на тарифную составляющую. Он предложил и другим энергетикам подумать над таким решением. Однако корреспондент на этот раз не спешил соглашаться с Груничевым. Ведь заемные средства, оказавшиеся по факту обычным кредитом, только который предоставила крупная компания, а не банк, нужно будет возвращать. Причем с процентами. Из каких средств нижнекамские энергетики будут это делать? Юмангулов ответил корреспонденту просто: из прибыли, конечно. А журналист понял так: кредит по факту погасят нижнекамцы. А когда корреспондент поинтересовался, велик ли процент, под который был оформлен заем, Юмангулов в ответ улыбнулся и ретировался. Большая коммерческая тайна, наверное.
Еще один весьма характерный пример, который был озвучен в ходе заседания штаба. Сотрудники Госкомитета РТ по тарифам обратили внимание выступавшего директора АО «Альметьевские тепловые сети» Фаиза Зарипова на то, что у них произошла корректировка инвестпрограммы по одному объекту - на десятки миллионов рублей. В сторону увеличения, разумеется. Зарипов дал пояснение: поменялся материал, из которого делают новые трубы. Почему это произошло внезапно, только в этом году, почему при утверждении инвестпрограммы об этой замене не было известно, осталось за кадром.
В общем, вывод однозначен: тепло в домах будет только дорожать.