С 11 по 12 июня в Казани прошел III международный форум министров образования «Формируя будущее». В этом году форум собрал рекордное количество участников - делегации из более чем 35 стран, среди которых ОАЭ, Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия, Мьянма, Лаос, Зимбабве, Центрально-Африканская Республика, Камерун, Буркина-Фасо и другие.

Фото предоставлено организаторами
Всего на форуме присутствовало более 800 человек, включая министров, экспертов и педагогов. Организаторами стали Министерство просвещения России с поддержкой правительства Татарстана и фонда «Моя история».
Перед делегатами форума с видеообращением выступил Президент РФ Владимир Путин.
- Мы с вами объединены общим устремлением обеспечить доступность и современный, достойный уровень образования, - подчеркнул он. - Это ключевое, фундаментальное условие социальной справедливости, сокращения бедности и неравенства, роста доходов, качества жизни граждан наших стран.
Свое видеопослание также направил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
- Нынешний форум проходит в год 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне, - напомнил глава МИД. - Свой вклад в победу внесли и преподаватели - педагоги, которые продолжали с честью выполнять свой профессиональный долг в тяжелейших военных условиях. Тем самым они подавали личный пример стойкости и мужества, вселяли уверенность в неизбежном торжестве добра над злом.
Деловая программа форума включала обсуждение по вопросам цифровой трансформации образования, использования искусственного интеллекта в обучении, инклюзивных практик, воспитания и профориентации.
Основными темами стали обеспечение равного доступа к знаниям и технологиям, а также поиск решений для глобальных вызовов в образовании.
В роли модератора встречи выступил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он обозначил важные направления для сотрудничества, включая идею создания новой международной системы оценки качества образования, которая будет основываться на объективности, неполитизированности и уважении к особенностям разных стран. Сергей Кравцов отметил, что такая система поможет развивать образование, выявлять сильные стороны национальных систем и улучшать подготовку школьников и студентов.
- Форум проходит в одном из наших регионов, чтобы вы могли воочию увидеть, как развивается наша страна, посетить любую школу или университет и убедиться в том, что, несмотря на необоснованное давление, наша страна и система образования только укрепляются, - заметил министр просвещения РФ. - Это делает нас сильнее, и мы готовы делиться нашим опытом и взаимодействовать.
О роли образования в формировании национального самосознания напомнил помощник Президента РФ Владимир Мединский. Он отметил важность школьного исторического образования для формирования национального самосознания. И в своем докладе продемонстрировал новые учебники по истории России и мира, а также подчеркнул необходимость включения воспитательных элементов в учебный процесс.
- Начну с того, что мы понимаем под суверенным государством, - рассуждал Владимир Мединский. - Суверенное государство - это то, которое само решает за себя и за свой народ, самостоятельно принимает решения о том, как развиваться: что строить, что покупать, что продавать, как жить дальше, как растить своих детей и как их учить. Поэтому утрата национального суверенитета, так же как и обретение суверенитета, тесно связана с обучением в школе. Вырастут ли дети самостоятельными гражданами самостоятельной страны или в их головах будут находиться те знания, которые закладывают им другие страны?
Участников форума поприветствовал Раис РТ Рустам Минниханов.
- Для нас большая честь, что Татарстан в третий раз выбран площадкой для проведения такого значимого международного диалога, - подчеркнул глава РТ. - Наша республика - это динамично развивающийся регион, который сочетает передовые технологии и промышленные достижения с международным партнерством. Здесь, на стыке культур и традиций, мы не только сохраняем наше наследие, но и создаем будущее через инновации и образование.
В условиях стремительных трансформаций в сфере образования и науки ключевым фактором устойчивого развития стран является сохранение культурного и духовного наследия. Татарстан остается одним из лидеров в сфере образования и науки.
На форуме были подписаны важные соглашения между Россией и другими странами. Россия и Республика Сербская (Босния и Герцеговина) договорились о сотрудничестве в сфере образования, в частности, в изучении русского языка и обмене опытом. Также представители России и Северной Кореи заключили соглашение о создании образовательных центров, популяризации русского и корейского языков и проведении совместных олимпиад.
В рамках форума прошел телемост с международным детским центром «Артек», приуроченный к его 100-летию. Также была представлена модель идеальной школы «Евразийский лицей», в технопарке «ИТ-парк имени Б.Рамеева» организовали выставку образовательных достижений. Иностранные делегации проявили интерес к таким инициативам, как система ранней профориентации «Билет в будущее», проект «Российский учитель за рубежом», работа центров открытого образования на русском языке в 62 странах, а также конкурсы и движения, направленные на развитие профессионального мастерства.
Так, руководитель Центра взаимодействия с регионами проекта «Единая модель профориентации «Билет в будущее» Фонда гуманитарных проектов Ксения Ващенко рассказала о действующей по всей стране программе профориентации. Она ориентирована на детей с 6-го по 11-й класс и включает семь направлений, среди которых дополнительное образование и внеурочная деятельность. Также важной задачей является взаимодействие с педагогами для повышения их квалификации в области профориентации и вовлечение родителей в процесс выбора профессии для их детей. В рамках проекта используются различные методы работы, включая профессиональные пробы на предприятиях и экскурсии, а также профориентационную диагностику, которая позволяет выявить сильные стороны ребенка и рекомендовать подходящие направления для его будущего развития.
- На форуме мы наблюдаем значительный интерес к нашему проекту со стороны иностранных коллег, - рассказала Ксения Ващенко. - Делимся с ними советами и методическими рекомендациями, диагностическими разработками, которыми они могут воспользоваться для развития кадрового потенциала.