Расстрел в «Мозаике»

Это случилось почти 15 лет назад. Поздним зимним вечером позвонили в дверь, представились, предъявили удостоверения сотрудников милиции и вежливо без всяких объяснений попросили показать машину…

news_top_970_100

- Если ночью к вам приходит милиция и требует показать вашу машину, значит, так надо, рассуждал я. И как законопослушный гражданин без лишних вопросов открыл гараж. Они внимательно осмотрели мою «восьмерку» стального цвета. Попросили подробно написать, где я находился 23 января, буквально по минутам. И снова никаких объяснений, что случилось. Почему ко мне и к моей машине проявлен такой интерес, что, невозможно было подождать до утра? Я честно написал, где и как провел тот день. После чего незваные гости вежливо попрощались и ушли.

А через день приехали оперативники и забрали меня в районное отделение милиции Московского района. Следователь, тоже ничего не объясняя, стал снимать с меня показания. И снова были вопросы про 23 января. Постепенно ситуация стала проясняться. В те дни вся Казань была взбудоражена дерзким преступлением – расстрелом в кафе «Мозаика». Слухи ходили разные: вроде бы в «Мозаике» гуляла братва, в самый разгар веселья вошли вооруженные ребята и, как в кино, положили из автомата то ли пятерых, то ли четверых состоявших в противоборствующей группировке. Других посетителей кафе они не тронули. Просто разобрались с теми, кто им был нужен, спокойно вышли на улицу, сели в машину и укатили.

По показаниям какого-то свидетеля, убийц у кафе ждала «восьмерка» стального цвета. Он вроде бы даже запомнил несколько цифр ее номера. Милиция стала проверять все «восьмерки» в Казани. Начали с Московского района, где было совершено преступление. Моя машина оказалась одной из первых в списке «подозреваемых». Ее номер напоминал тот, что назвал свидетель. Милиционеры установили имя и адрес владельца машины, то есть мои. Здесь им тоже повезло - кафе находится в полутора минутах ходьбы от моего дома. Разве такие совпадения могут быть случайными? Оперативники искали доказательства того, что именно я развозил расстрельщиков по домам.

Через несколько дней за мной снова приехали. И все началось по новой. На этот раз со мной беседовал другой следователь. Разговаривал он тактично, душевно и даже ласково. Я бы сказал, зловеще-ласково. В конце концов это стало меня раздражать: никаких обвинений не предъявляют, ничего не объясняют, но замучили непонятными вопросами! Я, что, подозреваемый? Если нет, то отпустите! Отпустили. Но прежде сняли отпечатки моих пальцев и вежливо попросили никуда не уезжать из города.

Потом меня еще несколько раз вызывали повестками. В ходе бесед я узнал, что основные свидетели по этому громкому делу таинственным образом исчезли. Их объявили в розыск. Это и понятно - время тогда было очень неспокойное. Люди боялись давать показания против группировщиков. Но все-таки нашелся один смелый человек, который подтвердил, что у кафе стояла машина. Однако это была не «восьмерка», а «девятка». И не стального цвета, а красного. Благодаря его показаниям я был исключен из числа подозреваемых. К тому же у меня было алиби, которое оперативники могли бы проверить и раньше. В общем, меня отпустили со словами: «Парень, можешь быть свободен. Пока...»

СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ. Можно сказать, я отделался легким испугом и двумя неделями сплошной нервотрепки. Но кто знает, как могла бы повернуться ситуация, если бы не тот случайный свидетель? Сам того не зная, он фактически спас меня от тюрьмы. А еще меня спасло то, что я не качал права и не скандалил. Сейчас удивляюсь сам себе: как у меня хватило терпения, чтобы спокойно по сто раз отвечать на одни и те же вопросы? Я понял, что это спокойствие тоже помогло мне выпутаться из той истории.

ТОЛЬКО ФАКТЫ. Расстрел в кафе «Мозаика» произошел 23 января 1996 года. Это было одно из самых дерзких и громких преступлений боевиков «Бригады Ташкента». В тот день бандиты убили четырех и ранили одного участника другой преступной группировки - «Низы». 27 марта того же года в баре «Раки» они расстреляли еще троих членов «Низов».

По информации пресс-службы МВД по РТ, «Бригада Ташкента» выделилась из преступной группировки «Кинопленка». «Ташкентские» активно участвовали в беспощадной криминальной войне между различными бандами Казани за сферы влияния. Хорошо вооруженная бригада орудовала не только в Казани, но также в Москве и Санкт-Петербурге. Всего в деле «Бригады Ташкента», насчитывающем 35 томов, были объединены 11 уголовных дел, возбужденных в период с 1995-го по 2008 год.

ВОЗМЕЗДИЕ. В начале февраля 2010 года Верховный суд Татарстана признал виновными в бандитизме и ряде других тяжких преступлений шестерых членов «Бригады Ташкента», которые совершили 16 убийств и покушений. Они были приговорены к разным срокам - от 20 до 12 лет колонии строгого режима.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100