В Стратегии социально-экономического и пространственного развития Казани до 2015 года, первая редакция которой широко сейчас обсуждается, есть несколько сквозных тем, и главная из них - жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство. Наш собеседник - управляющий ПТЖХ Приволжского района, депутат КСНД Рустем Матросов.
- Каковы перспективы жилищно-коммунального хозяйства? Готово ли население к новым экономическим отношениям в этой отрасли?
- Перспективы развития отрасли я вижу в том, что потихонечку многое, если не все, должно лечь на плечи жильцов.
Людям самим нужно участвовать в управлении жилым фондом, что является активной жизненной позицией, которой так не хватает нам в продвижении реформ.
- Кроме сознания собственности нужны еще и реальные средства...
- Никакая реформа не сработает, пока не будет нормализована оплата ЖКУ. Не платит жилец, выполнить задачу по обслуживанию ЖКХ не представляется возможным. Ведь за прошлый месяц по городу не участвовало в платежах 23,4 процента квартиросъемщиков, или домохозяйств. По итогам прошлого года наш "Жилсервис" получил от начисления 76,6 процента. Другими словами, кто-то пытается жить за счет других, ведь услуги предоставляются всем одинаково.
- В ходе реформы вводятся какие-то новые формы управления жильем?
- Прежде всего это старшие по дому, по подъезду. Это не особенно ново, но очень важно, поскольку является своего рода формой самоуправления.
Я считаю, что институт старших по дому - все равно что председатель ЖСК, ТСЖ, и они нужны в любом доме. Это общественность дома, которая способна и должна решать все проблемы. Старшие по дому и подъезду ближе к жильцам, и они, как никто, способны объяснить некоторые моменты жилищно-коммунальной политики, а тем более реформы.
- Кстати сказать, много вопросов возникает по поводу платежей...
- Да, люди говорят - много платим. Однобокое суждение. Население не представляет, сколько платят в других регионах. Но все познается в сравнении. Вот, скажем, дом ?4 на улице Парина. Девятиэтажный, четырехподъездный. Там заморожена отопительная система, она требует восстановления. По смете на ремонт требуется 5,5 тысячи рублей. Теоретический доход от сборов с дома при условии стопроцентной оплаты ЖКУ по этой графе составляет в месяц 2200 рублей с подъезда. Если ориентироваться на реальные деньги, то сколько необходимо копить? Но еще есть такая графа расходов, как "Подготовка к зиме". А это очень серьезное мероприятие, требующее больших затрат. Или взять ремонт подъезда. По смете это 70 тысяч рублей с подъезда. По графе "Текущий ремонт здания" с подъезда доход за год может составить 7 - 7,5 тысячи рублей. Значит, только раз в десять лет можно сделать ремонт за счет денег жильцов, которые они платят. По этой строчке деньги уходят на постоянную замену выбитых стекол. Вот почему я считаю, что жильцы сами должны управлять своим домом, заботиться о нем. Чтобы они поняли: деньги, которые идут на те же стекла, можно пустить на улучшение жилищных условий. Когда-то бюджетное финансирование составляло 60 процентов, квартиросъемщики платили 40. Потом было наоборот: 40 - 60. Сейчас бюджетное финансирование сократилось до минимума.
- В чем сегодня, на ваш взгляд, основная проблема ЖКХ?
- Проблема в сознании. Человек получил бесплатную квартиру, и у него нет ощущения собственника. Сегодня наблюдается такое явление. Многие живут у нас в поселках, в частных домах и все оплачивают сами: ремонт, уборку. Почему те же самые услуги в муниципальных домах должно оплачивать государство? Почему в одном случае бюджет доплачивает, в другом нет? Вместе работающие люди, у которых рядом стоят станки ли, кульманы ли, сидящие порой за одним столом получают разные условия проживания. В результате этого у людей, живущих в больших многоквартирных домах, появляется иждивенческое настроение, вырабатывается небережливое отношение к жилью. Поэтому главная задача реформы - вселить в умы жильцов мысль, что наше жилье - это наша собственность.
Вскоре Программа по ликвидации ветхого жилья закончится, и что дальше? Дальше понемногу у людей начнет вырабатываться сознание собственника. Даром квартиры давать уже не будут. Как же быть? Помочь в приобретении жилья поможет ипотечное кредитование. Это единственная возможность не богатым, но работающим получить жилье. Это же позволит искоренить потребительское отношение к жилью.
- Каким вам видится будущее ЖКХ в рамках стратегического планирования развития Казани?
- Я вижу перспективу ЖКХ прежде всего в том, чтобы сами жильцы научились управлять жилым фондом, а это одна из главных задач реформы. Например, в виде ТСЖ (товарищество собственников жилья). После капремонта дом создает ТСЖ, которое само следит за порядком. Это нечто похожее на акционерное общество, где каждый член товарищества имеет долю, пропорциальную занимаемой площади. Надо внести двухмесячную квартплату. Могут участвовать и государственные структуры. Высший орган - собрание. Есть правление, председатель правления. Они управляют жилым фондом, осуществляют сбор денег, контроль за содержанием всех коммуникаций и сооружений. И самое главное, следят за порядком в доме. ТСЖ - это возможность приучить людей к мысли, что дом - мой дом. Кроме того что это удобно для жильцов, это еще и экономия средств, которые пойдут опять-таки на улучшение состояния жилищного фонда.
Это все социальная сфера. Надо создать людям условия для жилья. Будем вкладывать в ЖКХ - улучшим качество обслуживания, сохраним жилой фонд - сохраним здоровье граждан, а значит, меньше нужно будет вкладывать в здравоохранение. Я считаю, это глобальная перспектива развития жилищно-коммунального хозяйства. У нас много городских программ, но нет менее или более важных. Все наши программы должны развиваться только в комплексе.
Беседовал Владимир ТИЛЛЬ.