Ребенок сам делает выбор: как работает первый в России школьный ресторан в Казани

news_top_970_100

Как удалось обычную школьную столовку превратить в ресторан, где для детей готовят качественную и здоровую еду? Возможно ли во время одной большой перемены накормить полторы тысячи учеников?

Эти и другие актуальные проблемы школьного питания обсуждались на семинаре-совещании, который состоялся в лицее №146 «Ресурс» Ново-Савиновского района Казани. Вела совещание директор лицея Диляра Каримова.

Мероприятие состоялось в рамках форума Приволжского федерального округа «Сообщество», который 24 – 25 августа проходил в международном выставочном комплексе «Казань Экспо». Организатор форума – Общественная палата РФ.

Участники форума – представители сферы образования и школьного питания, социально ориентированных НКО из разных регионов России, побывали на мастер-классах Департамента продовольствия и социального питания Казани, пообщались с родителями, педагогами, учениками лицея «Ресурс» и конечно продегустировали блюда, которыми кормят детей в школьном ресторане.

Первый в России

В 2013 году в казанском лицее №146 «Ресурс» открылся первый в России школьный ресторан – центр здорового питания, работающий по принципу шведского стола. Ресторан был создан при поддержке Департамента продовольствия и социального питания Казани.

За основу взяли опыт крупных зарубежных университетов, адаптировав его под российские реалии. После лицея «Ресурс» школьные рестораны начали открываться и в других средних учебных заведениях нашего города. С нового учебного года в казанских школах будут работать уже 144 ресторана – это 78% от общего числа школьных столовых.

Интерьер и сервировка – тоже элементы воспитания

В ресторане готовят по принципу «здесь и сейчас» и только из свежих продуктов. Поэтому питание здоровое, блюда вкусные. Есть и фирменная выпечка – пирог «Зебра». Но здесь он называется «Светлана» – по имени повара, которая много лет работает в ресторане лицея и печет этот классический десерт по своему фирменному семейному рецепту.

Важный момент – в ресторане ребенок учиться делать выбор. Он каждый день сам составляет для себя меню из мясных, рыбных блюд, гарниров, салатов, выпечки. Детей не ограничивают в объеме порций, но есть четкое правило – все что взял, необходимо съесть. Лучше взять немного, а потом попросить добавки, чем положить лишнего и не доесть.

- Это не только место, где дети кушают, это еще и место их социализации, потому что обед в ресторане – это культура питания и общения, – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №146 «Ресурс» Ольга Константинова. – Перед обедом дежурные раскладывают на столах салфетки, столовые приборы. Уютный интерьер, красивая сервировка – очень важный момент для обучения детей правилам этикета. Они понимают, если человек умеет правильно вести себя за столом, то это его большое преимущество, которое помогает в достижении цели. Наши ученики эти правила стараются соблюдать и дома. Некоторые родители говорят, что им по просьбе ребенка даже пришлось приобрести новую посуду и новые столовые приборы и он им показывает, как этими приборами правильно пользоваться.

Поварское искусство всегда пригодится

Как рассказала Ольга Константинова, в ресторане жизнь кипит: проводятся традиционные деловые завтраки, встречи школьников с выпускниками лицея, добившимися успехов в разных сферах деятельности, а также кулинарные мастер-классы и соревнования.

Уже несколько лет в лицее действует совместный проект с международным коллежем сервиса «Я в профессию пойду, пусть меня научат». Старшеклассники ходят на кулинарные занятия в колледж. Ежегодно набирается группа из 20 – 25 лицеистов, желающих обучиться поварскому мастерству. По окончании учебного курса они сдают экзамены и получают квалификацию «повар-кондитер 3-го разряда». И что любопытно, большой интерес к этим курсам проявляют парни. Мальчишка может не отличаться школьной успеваемостью и поведение его может желать лучшего, а на занятиях в колледже вдруг раскрывается его поварской и кондитерский талант. Некоторые ученики лицея становятся победителями кулинарных конкурсов, даже международного уровня.

Миссия – успеть накормить всех

В лицее полторы тысячи учеников. Чтобы все успели пообедать во время большой перемены составляется четкий график обеда по классам. Дети заранее выбирают блюда из меню и оплачивают их электронной картой ученика через терминал. А в ресторане оперативно получают свой заказ.

В работе ресторана помогают дежурные – ребята с 5 по 11-й класс. Задача у них, в принципе, несложная – они следят за порядком и чистотой в зале, протирают столы, подносы, помогают накрывать столы для первоклассников. Так дети учатся работать в команде. А еще дежурные на день работы в ресторане освобождаются от уроков. Но дежурства по графику выпадают нечасто – может быть, один-два раза в четверть.

- Когда начинают говорить о школьном ресторане, у многих появляется скептическая улыбка: «Ну о каком ресторане может идти речь в школе?!» А здесь мы увидели – это реально! Опыт Казани поражает. Директор лицея «Ресурс» Диляра Салиховна на практике доказала, что стандартную школьную столовую можно превратить в достойный ресторан, – поделился впечатлениями член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с НКО, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий. – Мы бывали во многих школьных столовых в разных регионах страны и видели, что там чаще всего около 70% блюд детьми не съедается, все это выкидывается в мусорное ведро. Такое отношение к продуктам питания недопустимо. А тут такого нет. Здесь на самом деле все вкусно и аппетитно.

 

news_right_column_240_400