Пешеход и водитель: чтоб вновь не продолжился бой

В последнее время ни одна новостная передача не обходится без страшных сцен и репортажей об автомобильных авариях и происшествиях на дорогах.

Мы все, кто участвуют в движении и ходьбе по дорожным тротуарам городов и поселков, являемся вольно или невольно бойцами фронта на этой войне, и от нас всех зависит - будем «воевать» дальше, подставляя себя и других, или сможем заключить мир, серьезно, грамотно и культурно решить эту проблему урбанизованного мира.

Начнем с себя

Признайтесь, уважаемые читатели-пешеходы, сколько раз за день мы раздраженно комментируем действия транспортников и гаишников? Да, много и часто. А сами порой не замечаем, что нарушаем постоянно правила движения: редко кто дождется зеленого света светофора. Даже элементарных правил ходьбы порой не знаем, которые раньше прививали в школе: «держись правой стороны», «не переходи дорогу старшему, пожилому»; «не толкайся и не кричи». Недавно одна старушка меня удивила, поблагодарив: «Лет десять мне не уступали дорогу, перебегают перед носом, того и гляди собьют или заденут». Это ведь она говорила о пешеходах! Так что начинать ликбез надо с себя: относиться к другим вежливо и предупредительно. Это азы нашего поведения на улице.

Наверное, так же надо относиться и к людям за рулем, ведь профессия водителя - одна из самых тяжелых и изматывающих.

Красна дорога ездоками

Давайте посмотрим теперь на водителя как на одного из главных участников дорожных проблем.

Не будем касаться темы знания или незнания правил движения, легитимности его водительских прав, навыков вождения и состояния автотехники (множество автошкол худо-бедно учат тому и другому, а работники ГИБДД контролируют ситуацию на дорогах).

Давайте поговорим о морально-нравственных, этических сторонах дорожных проблем, то есть о так называемом человеческом факторе.

Каждый водитель, будь то женщина или мужчина, безусый юноша или почтенный пенсионер, опытный профессионал либо начинающий «чайник», - прежде всего человек и должен в любых ситуациях оставаться им. Он просто обязан быть выше всего остального - плохих дорог, нештатных ситуаций, рассеянных пешеходов - и вести себя подобающе, быть ответственным за все. Ведь в его руках автомобиль может стать опасным оружием, несущимся по дороге со скоростью более 100 км/час, способным снести все на своем пути, или наоборот - спасательным средством для попутчика, попавшего в беду, позволившим быстрее добраться до больницы, тем самым сохранив ему жизнь!

Именно человеческий фактор на дорогах играет, на мой взгляд, решающую роль. Если вы трезвый, грамотный, ответственный человек, то всегда будете помнить о безопасности своей и других людей. Ведь мы живем в обществе, среди людей, и относиться друг к другу надо, конечно же, по-людски.

Но на практике получается совсем другая картина: из-за эгоистичного, наплевательского отношения водителей друг к другу постоянно возникают заторы, пробки, наезды с последующими скандалами, драками, густо сдобренными матерщиной. Проблему эту мы можем сами решить, если будем вести себя не как звери, думать не только о себе, родном, но и о других, быть взаимовежливыми, культурными, словом, станем относиться к другим так, как нам хотелось бы, чтоб остальные относились к нам.

С возрастанием количества машин в городах весьма актуальной становится проблема отношений водителей легковушек и пешеходов.

Вот, к примеру, молодые юноши, в большинстве своем не знающие жизни, цену труда, потраченного на изготовление их машины, купленной в кредит или подаренной добрыми родителями. Этим «водилам» законы, правила, культура, этикет как китайская грамота: они с ними не знакомы вовсе. Вот эти ребята спокойно, порою нагло и по-хозяйски заезжают на тротуары, не снижая скорости, не сигналят и проносятся мимо оторопевших пешеходов, едва не сбивая.

Пройдитесь как-нибудь по Сибирскому тракту, по тротуару вдоль бывшего завода ЭВМ, где сейчас размещена масса фирм и магазинов - и вы рискуете попасть под машину через каждые 5 - 10 метров пути!

Здесь прохожие всегда должны быть начеку: избежал наезда машины справа - и тут же надо уворачиваться от другой, которая поехала слева. Отметим, никаких предупредительных сигналов при этих маневрах никто не подает. «Вы должны слышать шорох шин!» - сказал однажды мне один автовладелец. Ну а если пешеход - пенсионер и плохо слышит? Для него два-три таких неожиданных проезда тихо прошуршавших авто могут обернуться приступом. На моих глазах одного пожилого мужчину легковушка при повороте к магазину сбила, а затем как ни в чем не бывало поехала дальше. Таких картин беспорядочной езды по казанским тротуарам можно нарисовать много. Но ведь с этим надо как-то бороться! Например, пути подъезда к магазинам и офисам можно обозначить яркими знаками, а нарушителей фиксировать видеокамерами. Иначе будут новые жертвы.

Предлагаю ввести такие ограничения для снижения ДТП по вине водителей: увеличить возрастной ценз выдачи водительских прав с 18 до 20 лет, не давать автокредитов на покупку машины нигде не работающим юнцам, строже наказывать пьяных за рулем, лишая их прав на 5 - 7 лет, а если ДТП со смертельным исходом - лишать прав пожизненно. Катастрофическую ситуацию на дорогах надо исправлять жесткими мерами!

КВ
Лента новостей