Стереть барьеры: цена вопроса - жизнь

В 2012 году несколько школ Казани вошли в программу «Доступная среда». Из российского бюджета они получат немалые средства на то, чтобы создать все условия для совместного обучения детей с ограниченными физическими возможностями и обычных ребят.
Как и что необходимо сделать, чтобы дети-инвалиды смогли комфортно учиться в обычных школах? Эту актуальную тему обсудили директора казанских школ, представители управления образования и социальной защиты, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан на круглом столе, организованном благотворительным фондом «Милосердие в образовании» и Городским центром образования взрослых.
- Введение инклюзивного образования – вопрос сложный, многогранный. Это и создание безбарьерной среды, и множество организационных проблем, - рассказала заместитель начальника городского управления образования Валентина Афонская. – Например, в инклюзивных школах должны быть предусмотрены доплаты учителям, работающим с детьми-инвалидами, и дополнительные ставки, в том числе логопеда. Но решение вопроса со ставками – пока проблема, потому что муниципалитеты отвечают только за реализацию общеобразовательных программ, а занятия с логопедом и помощь специалистов-медиков – это уже специализированная коррекционная программа, и ее внедрение в общеобразовательную школу должно решаться на другом уровне.
Сколько денег понадобится, чтобы типовое здание школы сделать доступным - оснастить пандусами, специальными поручнями, подъемниками, переделать туалеты? 
Директора школ примерно подсчитали цену вопроса, и у них получилось около 8 миллионов рублей. По словам заместителя министра труда, занятости и социальной защиты РТ Ирины Просвиряковой на каждую школу, которая вошла в программу «Доступная среда», будет выделено приблизительно по 2 миллиона рублей. Этих денег вполне должно хватить на реконструкцию входной группы, строительство пандуса, переделку и переоборудование санитарно-гигиенических помещений и, возможно, на подъемник. 
- «Доступная среда» - программа целевая, и поэтому тратить эти деньги на ремонт крыши, замену окон или еще на что-то другое нельзя. Мы будем жестко все контролировать. Многие вопросы, связанные с благоустройством школы, можно решать в рамках программы капремонта. Чтобы работа была целенаправленной и эффективной, школы уже сейчас должны четко определиться с минимальным объемом работ, которые необходимо провести в первую очередь, - отметила Ирина Юльевна. – Кстати, «Доступная среда» предусматривает не только реконструкцию зданий, но и адаптацию пешеходных переходов вблизи объектов, входящих в программу. На эти цели выделяются дополнительные средства, и этой возможностью тоже необходимо воспользоваться. 
СправкаВ Казани проживают 3415 детей-инвалидов, 565 из них – инвалиды-колясочники. В образовательных школах обучаются более 1000 инвалидов, в том числе по зрению и слуху. На сегодня только 53% казанских школ оборудованы пандусами.
В детских садах функционирует 14 групп для детей-инвалидов. В 6 группах воспитываются дети с нарушением интеллекта, в двух детсадах реализуют программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть специальные группы и для детей с аллергическими заболеваниями, сахарным диабетом.

КВ
Лента новостей