Почему умирают деревни, когда закрываются школы?

В №126 от 25 августа «КВ» написали о ликвидации Чиршинской средней школы Высокогорского района.
Статья «Сюрприз на 1 сентября: закрыли татарскую школу» вызвала большой резонанс в республике. Во вторник этот острейший социальный вопрос вынесли на рассмотрение на заседании Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ. Опасения жителей подтвердились: село осталось без средней школы.
Опыт ТатарстанаНапомним, перед самым началом учебного года над школой в селе Чирша Высокогорского района нависла угроза закрытия. В этом случае 28 учащихся лишались родной школы, 13 педагогов оставались без работы. Такое решение руководство приняло, невзирая на мнение учителей, родителей и жителей. Администрация района пообещала, что 1 сентября селу выделят школьный автобус, который будет во-зить учеников в соседнее село Дубъязы. Чиршанцы с таким решением не согласились и до последнего надеялись на чудо. 
По словам жительницы села Чирша Резеды Абдуллиной, несмотря на всевозможные обращения, администрация района не пошла навстречу сельчанам. Как и обещали, 1 сентября прибыл автобус. 
- Я мать троих детей, двое из них теперь вынуждены ездить в соседние Дубъязы. Каждый день со слезами на глазах они уезжают учиться за девять километров от родительского дома, - рассказывает она. - Все это время мы, родители, не находим себе места. В голове тысяча вопросов: как они доехали? не случилось ли чего? не обидели ли их в новой школе? Учебный год только начался, а мы уже столкнулись с рядом проблем. Обещанный школьный автобус недавно сломался на полпути. Дети были вынуждены ждать, пока его починят. Сейчас осень, не так холодно. А вы представьте, что будет зимой? Уроки у школьников заканчиваются в разное время. Детям приходится часами ждать друг друга. Где же гуманность и справедливость? А 13 учителей, что брошены на произвол судьбы? На сегодняшний день только один из них смог найти работу в соседней деревне. Остальные в безысходности. Мы до сих пор не понимаем: почему администрация района не посоветовалась с нами?
Этот вопрос на заседании комитета задали замруководителя исполкома Высокогорского района по социальным вопросам Рафису Газизову. Ответ на него, увы, не был получен. Впрочем, как и на все остальные. Представитель местной сельской администрации повторял только одно: «Чиршинская школа малокомплектная, и содержать здание средств нет». По словам Рафиса Газизова, в здании школы планируют разместить лагерь. Где же логика? А на его содержание, выходит, деньги найдут?  
Опыт США и ФинляндииПока в Татарстане, занимаясь оптимизацией школ, чиновники решают сиюминутные задачи и пытаются сэкономить копейки, в других республиках и государствах находят выход из положения, не ущемляя прав и интересов своих граждан. В Украине, например, малокомплектные школы закрывают только с согласия родителей. В Финляндии для спасения сельских школ создана и действует организация «Сельское движение». Правительство страны очень бережно относится к малокомплектным школам. Для детей арендуются не школьные автобусы, а специальные такси, и муниципалитет оплачивает эти расходы. Специфика американской политики в области образования в настоящее время заключается в том, что в США стараются сохранить каждую, даже самую маленькую, сельскую школу. Если же в округе остается совсем мало учеников, то там создаются так называемые однокомнатные школы. 
В нашей республике перенимать опыт финнов и американцев не стали. Об этом говорят цифры. Как сообщает ИА «Татар-информ», на сегодняшний день 12 малокомплектных сельских школ закрыты, на очереди еще 176 (!). Чиршинская средняя школа тоже вошла в этот черный список. Но с ее закрытием остро встал еще один вопрос: не приведет ли ликвидация школы к гибели села Чирша? 
Мнения участников заседанияФайруза Мустафина, руководитель депутатского объединения «Мэрхэмэт»: - Необходимо пересмотреть нормативы и критерии оценки качества образования на федеральном уровне. Случай с Чиршинской школой говорит о многом. Не совсем понятно, почему администрация района не посоветовалась с жителями? Или слово народа теперь ничего не значит? Берите пример с финнов! В Финляндии 15 лет назад также закрыли все малокомплектные школы, а затем вынуждены были их вновь открыть, чтобы не потерять нацию. Сейчас они к малокомплектным школам относятся с пониманием. 
Туфан Миннуллин, драматург, общественный деятель, депутат Госсовета РТ: - Нельзя так шутить с образованием! Кто сказал, что если нет интерактивных досок и компьютеров, то образование плохое? У Эйнштейна или Лобачевского были компьютеры? По всей России идет разрушение сельской школы, гибнут целые деревни! Случай с Чиршинской школой не единственный в нашей республике. Поэтому стоит задуматься, к чему приведет такое халатное отношение к судьбам людей.
Разиль Валеев, председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам ГС РТ: - Оптимизация школ - самая сложная из всех реформ современной России. В комитет поступает много обращений от граждан по данному вопросу. Информацию, полученную сегодня от всех сторон, депутаты приняли к сведению. Вопрос об оптимизации школ, который касается не только села Чирша, возможно, будет вынесен на парламентские слушания.

КВ
Лента новостей