Сядут ли дети-инвалиды за обычные парты

Сейчас много говорят о совместном обучении здоровых детей и инвалидов в детсадах и школах. Возможно ли это у нас в принципе? Анна Ивановна, учитель

news_top_970_100

- Правительство России постановлением №666 от 12 сентября 2008 года утвердило типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В нем впервые узаконено существование комбинированных групп здоровых детей и детей с теми или иными недостатками физического или психического развития. Этим документом утверждены наполняемость таких групп и примерная пропорция - сколько должно быть здоровых, а сколько детей с ограниченными возможностями, чтобы воспитательную и образовательную работу в такой группе организовать качественно.

В типовое положение нам удалось вписать такой абзац: «При организации групп комбинированной направленности учреждение МОЖЕТ вводить в штат дополнительные ставки учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, соцработников и так далее в зависимости от того, какая категория детей находится в этой группе». Абзац звучит в сослагательном наклонении. Поскольку записать «учреждение ДОЛЖНО вводить эти ставки» нам, к сожалению, не дают минфин и минюст. Первое говорит, не ваша компетенция, второе - такая формулировка не нужна. Будет очевидно, что мы подтверждаем дополнительные затраты. В итоге, если учреждение решит открыть такую группу, ему придется изыскивать на это средства самому.

Открытие комбинированных классов и обучение детей-инвалидов в школах - нелегкая задача, требующая серьезных затрат. Нужно приспособить учреждение к потребностям детей с ограниченными возможностями. Как правило, в первую очередь вспоминаются пандус, лифт, спецтуалет, широкие проемы дверей. Но это для инвалидов-колясочников. Среди же категорий детей, которые нуждаются в спецусловиях, дети с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые, с нарушениями зрения и слуха. Для каждой категории школа должна создать определенные условия. Скажем, для детей с нарушениями зрения нужно, чтобы на табличке названия класса была выполнена аналогичная запись рельефным шрифтом Брайля. Для ребят с нарушениями слуха - чтобы звонок сопровождался световым сигналом и так далее. Сейчас по поручению президента России ведется работа по предварительному подсчету затрат, которые необходимы для того, чтобы попытаться организовать такую работу во всех регионах страны.

news_right_column_240_400