Это только со стороны кажется, что им учиться легче. На самом деле нелегка их доля. Почему? Вот несколько типичных ситуаций.
Ситуация 1. ТАТЬЯНА: Я чувствую себя в школе как под микроскопом. Мало того что меня контролирует собственная мама, так ей всегда готовы помочь коллеги. Хвалить не станут. А вот о том, что пришла, например, в слишком короткой юбке, обязательно доложат. Почему из учительских детей делают белых ворон?
Комментарий психолога Айсылу Гайфуллиной: Ситуация довольно типичная, когда педагогу, чей ребенок учится в той же школе, коллеги постоянно докладывают о том, чем занимается его чадо. Делается это либо из самых лучших побуждений, либо чтобы подколоть: вот, мол, даже со своим ребенком не справляешься. В итоге страдает ребенок. Его поступки могут быть преувеличенными или приобретают пугающее значение. Совет маме-учительнице: не прислушивайтесь к сплетням!
Ситуация 2. СВЕТЛАНА: Одноклассники считают, если моя мама работает в школе, значит, мне все позволено. «Что зубришь все время? Тебе же все равно поставят!» - заявляют они. Неужели не могут понять, что я учусь для себя?! И никто мне оценки не завышает.
Комментарий психолога: Дети считают, что учительский ребенок находится в привилегированном положении. Предубеждение оправдывается поведением маминых коллег. Хотя чаще бывает наоборот: ребенку несправедливо занижают оценку. Если проблема с одноклассниками осложнилась, следует обратиться к школьному психологу.
Ситуация 3. РУСЛАН: А я постоянно выслушиваю нравоучения гуманного родителя. Мама - учитель истории, ведет уроки в моем классе. Главное для нее - авторитет в педколлективе. Она так и заявляет: «Если ты будешь нарушать дисциплину в классе, станут ли меня слушать другие учащиеся?» И мне постоянно приходится выступать в роли визитной карточки.
Комментарий психолога: К сложности жизни учительского ребенка мама добавляет еще одну - ответственную миссию быть ее представителем в школе. Это довольно тяжелая и несправедливая ноша. Она делает ребенка заложником маминого авторитета. А если ребенок не очень способный?.. В результате он превращается либо в невротика, либо в бунтаря. Бунт справедлив. Действовать во имя другого можно, только если это не разрушает личность ребенка.
Ситуация 4. АНДРЕЙ: Профессия отца - учителя математики - подпортила мне отношения с одноклассниками. Мне приходится отвечать за его поступки. Если отец поругал или поставил кому-то двойку на уроке, значит, на перемене обязательно они упрекнут меня и даже применят силу. Я при этом испытываю злость и обиду. На мне печать сына учителя по предмету, который мало понимают.
Комментарий психолога: Часто ребенок оказывается между двух огней. В каких-то случаях активность должен проявить родитель. Поговорить с учениками, объяснить в чем дело, попросить не обижаться на его дочь или сына. Второй выход: перевести своего ребенка в другую школу.
Ситуация 5. РУСЛАН: Когда мама еще и классный руководитель в твоем классе - это катастрофа! На меня сразу возложили ношу выступать в роли тайного агента. Я должен был докладывать маме все об одноклассниках. Дело дошло до того, что перестал общаться с мамой. Боялся, что расскажу родному человеку, а узнает «учительница».
Комментарий психолога: Это самая острая проблема. Совет маме - классному руководителю: договориться с ребенком, что «учительница» не слышит того, что говорится маме. И не нарушать этого правила.
Ситуация 6. АЛИЯ: Я всегда страдаю от того, что мама не уделяет мне достаточно внимания. Как только начинаешь с ней разговаривать, она бежит в комнату к своим тетрадкам. Или рассказывает про кого-нибудь Алешу, который очень талантливый, но у его семьи нет средств на хороший институт. Все разговоры дома только о школе и чужих детях.
Комментарий психолога: Жизнь учителей поделена на неравные части: одна принадлежит школе, чужим детям, другая - собственным. Увы, выхода из этой ситуации нет. Учителю приходится разрываться...