Ровно 75 лет назад Совнарком издал постановление о самоуплотнении жителей. Обитатели квартир могли прописать у себя родственников и близких. Дальше "самоуплотнением" занялись власти: к родственникам вселяли абсолютно чужих людей. Так появились коммунальные квартиры. Как живут в них сейчас? И есть ли у их жильцов перспектива расселения?
Переступив порог квартиры дома по улице Богатырева в Кировском районе, попадаешь в другой мир: высокие потолки, большие окна, узкий коридор - особая атмосфера прошлого.
Кухня, ванная, туалет - все общее, а значит, ничье. С потолка свисает паутина, на стенах - старая одежда. Пахнет гнилыми овощами, старыми вещами и кошками.
Из двух комнат с любопытством выглядывают: "Кто пришел?"
- Обычно все происходит на кухне, - делится жительница Гульфия. - У нас есть одно правило: соседи обязательно должны знать о личной жизни друг друга. Часто ругаемся. Мечтаем о расселении. Сначала дом хотели поставить на ветхость, но потом сказали, что ничего нам не светит - сталинки очень крепкие.
В некоторых казанских коммуналках даже составляют графики: кому и когда мыть полы, принимать ванну, стирать... Но жильцы не будут делать ремонт в местах общего пользования - только в своей комнате создают уют. Сосед может угостить соседа обедом, но уже через минуту поругаться с ним из-за того, что тот не выключил свет в ванной. Поэтому в коридоре коммуналки несколько счетчиков электроэнергии, несколько лампочек. От счетчиков к лампочкам ведет старая проводка. В туалете у каждого свое сиденье на унитаз. По стенам бегают тараканы. Темно-синяя штукатурка осыпается каждый раз, когда кто-то закрывает тяжелую дверь своей комнаты... Удивляет то, что жители уже привыкли ко всему этому - ужасы совместного существования стали частью их жизни.
"Выход" из коммуналок есть, но не для всех: отдельные казанские квартиры выкупают новые русские. После евроремонта такая сталинка смотрится просто шикарно. Приватизация сделала свое дело: если раньше после смерти одного из жильцов комната могла достаться соседу, то теперь многие оставляют их своим детям. Никакой государственной программы, предусматривающей расселение или улучшение условий жизни в коммунальных квартирах, не предвидится.
Диана ИБРАГИМОВА.