Жером Тома - один из самых ярких представителей явления, которое совсем недавно появилось во Франции и еще не имеет аналогов в России. Оно называется новый цирк, объединяет пантомиму, клоунаду, свободную импровизацию, акробатику, жонглирование, музыку и поэзию. Свое новое видение циркового жанра Тома передавал ученикам Высшей национальной школы циркового искусства в Шалон-сюр-Марн. Основал труппу «Компани Жером Тома».
- Каждый год во Франции театральные школы выпускают примерно по 100 артистов. Они осваивают все новые и новые театральные направления и жанры, организуют труппы, создают спектакли. Но мало создать спектакль, надо уметь его продать. А это получается не у всех. Сейчас у нас более 100 трупп только циркового направления, так что конкуренция в нашем жанре большая. Но в обществе потребления к артистам часто относятся как к использованной бумаге - использовали и выбросили, - говорит Жером Тома.
- Искусство пантомимы камерное. А вам нередко приходится выступать на больших концертных площадках, в театрах. Насколько сложно камерный спектакль перенести на большую сцену?
- Это действительно для меня очень важный вопрос. Основная проблема во время гастролей - приспособить, адаптировать уже готовый спектакль к новой площадке. Особенно сложно работать на оперных, театральных сценах, где большое расстояние до зрителей. И в кабаре не люблю работать. Туда люди приходят совсем за другим - развлечься, покушать, выпить...
- У вас есть ритуал, который вы непременно выполняете перед выходом на сцену?
- Да, я хожу по кругу. Обязательно кружусь вокруг себя и делаю несколько кругов за кулисами. Это помогает мне сосредоточиться и быть готовым к любым неожиданностям. Я считаю, что концерт - это корабль, а актер - капитан. И неизвестно, что будет - ясная погода или шторм. Никогда не знаешь, что произойдет. Поэтому надо уверенно вести этот корабль при любой погоде. Вот, например, на днях на концерте в Перми я поранил себе палец на руке. Началось кровотечение. У меня было только два решения - уйти со сцены или остаться. На размышления было всего несколько секунд, но кровь неожиданно остановилась.
- Случались ли другие экстремальные случаи во время выступлений?
- Конечно! Однажды я вышел на сцену, и вдруг во время представления - ба-бах! Что-то просвистело около меня, и ногу как будто огнем обожгло. Это был выстрел из пистолета. Я подумал, может, нападение? Но это был случайный выстрел. У меня пошла кровь. Но я все-таки продолжил выступление. Через несколько секунд нога меня не слушалась, но все-таки сумел доиграть до конца. Последние секунды доигрывал как в тумане... Вот такие бывают приключения.