Какой документ ждут от республики распространители газет?

Газета «Казанские ведомости» начала дискуссию в связи с выходом в свет приказа №197 главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова, утвердившего рекомендации по поддержке розничного распространения прессы в субъектах Российской Федерации (см. №127 от 22.08.2013 г.). Мы хотим привлечь всех читателей к обсуждению вопроса о том, каким образом в Татарстане создать благоприятный климат для чтения газет и журналов, их реализации широким слоям населения.

news_top_970_100
Дискуссия продолжается в разных формах и направлениях. Недавно очередной круглый стол снова собрал местных издателей и распространителей. Читатель от периодики в ее бумажном воплощении не отказывается даже несмотря на то, что количество киосков стабильно сокращается. А газеты и журналы давно затерялись на витринах среди рулонов туалетной бумаги и сигарет, сухариков и чипсов, сувениров и кукол Барби. Однако даже при таком разнообразии и пока еще утешительной статистике по покупателям киоск с прессой давно перестал быть рентабельным. Колоссальные расходы на аренду уголка в несколько квадратных метров и подключение благ цивилизации душат распространителей - оперативных посредников между издателем и читателем. По сло­вам первого замруководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Фарита Шагиахметова, наболевшие проблемы этой отрасли уже много раз обсуждались за круглым столом на разных уровнях. Но пока подвижек в этом направлении нет. И судя по всему, не будет до тех пор, пока июльские рекомендации от Минкомсвязи России не получат нормативную базу в самих муниципалитетах. Липецкий пример- После выхода приказа мы подготовили предложения в адрес Президента РТ, чтобы сформировать программу не только на уровне нашего самого крупного муниципального образования, но и по всей республике. Потому что в других наших городах и особенно сельских районах ситуация с розничной продажей газет еще хуже, чем в столице, - поясняет Шагиахметов. - Этот приказ нужен и полезен, но, к сожалению, он носит лишь рекомендательный характер и не может обязать муниципалитеты, на территории которых располагаются киоски, соответствовать обозначенным в документе критериям. Муниципалитеты тоже можно понять. Для них реализация мест под киоски - одна из основных частей дохода. Стартовая цена для киоска в Казани в 70 тыс. рублей доходит в итоге торгов до 2 млн, озвучил цифры Фарит Шагиахметов. Понятно, что киоск, реализующий исключительно ГЖП (газетно-журнальную продукцию), в таком случае не выигрывает - появляется очередной киоск с шаурмой. Цена аренды одного квадратного метра составляет 1000 руб.  Первый зам, исходя из европейского опыта и нормативов, указанных в приказе, уверен: в Казани должно быть порядка 800 киосков. Сегодня же их меньше 200. Цифра в восемь сотен не должна удивлять - для столицы республики она вполне адекватная.- В качестве передового и наиболее эффективного примера могу привести Липецк, куда мы вместе с редакцией газеты «Казанские ведомости» выезжали в мае, - рассказывает Шагиахметов. - Подход администрации Липецка к этой проблеме совсем другой. Арендная плата - 12,5 рубля за кв. м. Киоски работают хотя и с 7-процентной, но рентабельностью, не реализуя при этом ни сигарет, ни снеков. На витринах только ГЖП и канцтовары. Доля последних всего 18% от ассортимента. При этом киосковые сети расплачиваются с издателями без отсрочек платежей, даже вперед. Запущена акция «Липецк - самый читающий город в России». Несмотря на то что он таковым не является, акция привела к тому, что город реально читает. И розница, на наш взгляд, построена почти образцово. (Подробнее об этом в материале «Почему Казань не самый читающий город в России, а газетный киоск уже не очаг культуры?», «КВ», 16 мая 2013 г.).Когда будет реализована на практике цифра в 800 киосков, сказать точно не может никто. Кажется, мало кто из бизнесменов, наслышанных о практически нулевой рентабельности при отсутствии какой бы то ни было поддержки свыше, будет входить в эту отрасль. Владельцы существующих сейчас киосковых сетей давно просят преференций, иначе им просто не выжить. Фарит Шагиахметов уверен: без принятия решений на самом высоком уровне положительной динамики в киосковой сфере не будет. Если к такому решению республика все же придет, то могут уйти и проблемы с тиражами не только региональной, но и федеральной прессы. Для последней это особенно актуально. Основным каналом распространения местной печати до сих пор является подписка, которая идет круглый год. А вот издания общероссийские доходят до своих читателей преимущественно через «окошко». Значит, падение числа киосков существенно ударяет по их тиражу. - Хочу также подчеркнуть, что эти две системы - почтовые ящики и розница - воплощение прямой обязанности властей информировать население. Это не значит обязательно содержать СМИ, субсидировать, финансировать, - рассуждает Шагиахметов. - Задача властей заключается в том, чтобы создать те условия, те преференции, которые позволят издателям и распространителям без проблем доносить информацию до населения.Июльский приказ - PR-ход?Местные распространители во мнениях относительно министерского документа разделились. Директор казанской «Горпечати» Зуфар Хакимзянов очень благодарен республиканским властям за то, что на проблемы киосков печати и всех, кто с ними связан, обратили внимание именно на уровне региона. Подобно руководству «Татмедиа», он уверен: одним федеральным документом сыт не будешь.- Июльский приказ с данными в нем рекомендациями все эти месяцы казался мне не то чтобы PR-ходом, но документом, который несет в себе подтекст: «Мы сделали вам приказ, что вам еще нужно?» Спасибо за обращение в адрес Президента РТ. Для нас это очень важно, - отметил Хакимзянов. - Не секрет, что отрасль совершенно нерентабельна и киоски продолжают закрываться. Между тем интернет дошел далеко не до каждого, как это давно сделала газета. Недавно в «КВ» нашел интересную и важную мысль: человек утром включает телевизор, получает долю информации, выключает телевизор и по пути на работу как бы выпадает из информационного пространства. Потому что не каждый может позволить себе планшет. А роль гаджета сильно преувеличена. (Подробнее об этом в материале «Почему миллиардеры любят газеты», «КВ», 5 сентября 2013 г.). Да и пересечение аудитории газетных сайтов и бумажных версий составляет всего несколько процентов. Директор «Экспресс-печати» Ольга Кузнецова, опираясь на свои источники, подчеркнула: всего 4,3% читают электронные версии газет. - Несколько цифр хочу привести конкретно по своей сети. Из-за того что количество киосков сократилось вдвое, количество покупателей у одного киоска увеличилось с 1500 человек в месяц в прошлом году до 2000 человек в месяц в 2013-м. Не исключаю, что часть покупателей могла уйти к другим распространителям. Но суть в том, что человек не перестал читать! - уверена Ольга Кузнецова. Руководитель «Экспресс-печати» довольно оптимистично смотрит в будущее. Несмотря на то что июльский приказ носит лишь рекомендательный характер, он заслужил довольно высокую оценку бизнесмена.- Впервые появился документ, поддерживающий распространение периодической печати в Российской Федерации. Пусть это лишь рекомендации, но они затрагивают больные точки реализации. Есть поддержка по арендной плате, по подключению киосков к коммуникациям. А мы все сегодня мучаемся с подключением света к киосковой сети, - поделилась размышлениями Кузнецова. - И конечно, в такой республике, как наша, появится свой документ, который поддержит эти рекомендации в конкретном виде.Неплохим плюсом к нормативному документу были бы четкие, ясные, некулуарные правила игры на рынке, считают бизнесмены, томясь в ожидании ответа на обращение в адрес властей Республики Татарстан.

news_right_column_240_400