Почему мы должны платить по полной программе за тепло, если в квартирах холодно? Почему вода из крана течет чуть теплая, а платим за нее, как за горячую? Такие вопросы все чаще стали поступать на наш "горячий телефон". Это и понятно: при значительном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги у многих каждый рубль будет буквально на счету. И естественно, переплачивать за недополученные воду и тепло, неработающий лифт, переполненные контейнеры во дворе никому не хочется.

ГРАДУС РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ

Нормативные требования к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и размеры снижения платежей за ненадлежащее их предоставление определены в Правилах, утвержденных постановлениями правительства Российской Федерации ?1099 от 26.09.94 г., ?182 от 24.02.95 г., ?155 от 10.02.97 г. и ?1303 от 13.10.97 г.

Итак, возьмите на заметку. Во время всего отопительного сезона температура внутреннего воздуха в жилых комнатах должна быть не ниже +20оС (в угловых комнатах не ниже +22оС).

Платежи за отопление снижаются на 10% месячной ставки за каждый полный градус неподачи тепла, когда температура воздуха в квартире ниже установленных параметров.

Платежи за отопление снижаются на 5,5% месячной ставки за каждые сутки отсутствия тепла в течение отопительного сезона.

Понижение температуры воздуха в квартире до 12оС и ниже считается отсутствием услуги, и в таких случаях плата за отопление вообще не должна взиматься.

РАЗНИЦА МЕЖДУ ТЕПЛОЙ И ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ -15 градусов

Что касается воды... По нормативам горячая вода должна быть в наших домах бесперебойно в течение 344 дней в году. Плановое отключение горячей воды для проведения ремонтно-профилактических работ допускается не более чем на 21 день в календарном году.

Вода считается горячей, если ее температура не ниже +50оС. Понижение температуры воды до 35оС и ниже считается отсутствием услуги, и жильцы имеют полное право ее не оплачивать.

Плата за горячее водоснабжение снижается на 25% месячной ставки за каждые полные 5оС градусов за весь период, когда температура горячей воды ниже установленных параметров.

Если холодная или горячая вода отсутствуют более 8 часов в сутки в течение более 3 дней или если при наличии газовых водонагревателей напор воды не соответствует нормативным характеристикам, то услуга считается неполной. Плата в этом случае взимается в размере 0,5 тарифа.

За каждые сутки отсутствия горячей и холодной воды (в том числе и в период планового отключения) платежи за водоснабжение снижаются на 3,3% месячной ставки.

На те же 3,3% должны снижаться платежи за каждые полные сутки простоя лифта и за каждые сутки просрочки утвержденного графика вывоза бытовых отходов.

ВОИСТИНУ ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ

В Правилах четко определены и сроки устранения неисправностей:

7 суток дается коммунальным службам для исправления сбоев в работе системы освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, стартеров, пускорегулирующих аппаратов, выключателей и конструктивных элементов светильников);

1 сутки - на ремонт мусоропровода и устранение течи в водопроводных кранах и кранах сливных бачков при унитазах;

3 часа - на устранение поломок в водно-распределительном устройстве, связанных с заменой предохранителей, автоматических выключателей, рубильников, неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий, неисправности в электроплите.

Не более 2 часов - на устранение неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления), повреждения одного из кабелей, питающих жилой дом, отключение системы питания квартир или силового электрооборудования, короткого замыкания в элементах внутридомовой электрической сети и т.п.

ЕСЛИ НЕПОЛАДКИ НЕ УСТРАНЕНЫ В СРОК

Отсчет времени устранения аварии и любой неполадки ведется с момента подачи заявки жильцами дома. Если предельные сроки устранения неисправностей превышены более чем на сутки, то платежи снижаются на 3,3% месячной ставки за каждые сутки нарушения этих сроков.

Если причины претензии не устранены в положенный срок, то составляется акт, который должны подписать специалист организации, управляющей жилищным фондом, и потребитель жилищно-коммунальных услуг, то есть жилец дома. Один экземпляр акта передается жильцу. В акте определяется период, за который не взимается плата, либо размер снижения тарифа.

В случае возникновения спорной ситуации каждая из сторон вправе разрешить спор в досудебном порядке, подав обращение в службу по защите прав потребителей или жилищную инспекцию. Старшие по дому и подъезду должны вам оказать поддержку в составлении акта на недопоставку услуг.

Подготовила Ольга ИВАНЫЧЕВА.