Литературная часть фестиваля в этом году включала 20 мероприятий, большинство из них прошли в Доме-музее Василия Аксенова. Событием стала, скажем, презентация новой книги Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксенов». Постоянный участник всех “Аксенов-фестов”, близкий друг Василия Павловича Евгений Попов представлял книгу один, поскольку соавтор приехать в Казань не смог. Повредил ногу. Кстати, Евгений Анатольевич на презентации тоже сидел с подвязанной правой рукой. По поводу чего схохмил, что они с Кабаковым, как Тарапунька со Штепселем. Поэтому и книга, написанная ими в форме бесед об Аксенове, получилась. Хотя в процессе ее создания соавторы «порой расходились, не попрощавшись». Как сказал Евгений Попов, «когда мне предложили писать книгу о Василии Аксенове, я понял, что не смогу писать мемуары, поскольку не умею слагать панегириков». Но признался, что также ничего не писал в соавторстве. И никогда впредь не станет этим заниматься.

Кроме постоянных гостей «Аксенов-феста», таких как автор сей идеи Андрей Макаревич или главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, устроителями были приглашены и новые лица. Так, впервые в Казани побывал Юрий Арабов. По его сценариям Александр Сокуров снял многие фильмы, например «Телец» (о пребывании Ленина в Горках) или «Фауст» (победитель последнего Венецианского кинофестиваля). Он не удержался от признания: «Шестнадцать лет ни на какие фестивали не выезжал. И еще шестнадцать лет теперь выезжать не стану!»

Зато очень нахваливал казанскую публику другой новичок «Аксенов-феста» - Виктор Шендерович. Известный сатирик, многие миниатюры которого исполнял Геннадий Хазанов («В деревне Гадюкино - дожди»), автор популярных телепрограмм «Куклы», «Итого» и «Бесплатный сыр», ныне он ведет радиопередачу «Плавленый сырок» и разъезжает по миру с концертами. «В Париже у меня было два аншлага», - сказал Шендерович. Но, впрочем, уточнил, что оба зала были примерно такими же, как в музее Аксенова.

Виктор Шендерович, по его же признанию, чувствовал себя на «Аксенов-фесте» десертом с краю блюда. Но его выступление “на десерт” оказалось очень кстати. В ходе выступления он нервничал, когда его снимали на фото и видео, однако в заключение с удовольствием снялся на память со всеми желающими.


Главный казанский тусовщик Гауранга снял именную тюбетейку перед известным сатириком Виктором Шендеровичем

Третьим из «дебютантов» фестиваля объявили Евгения Гришковца. Однако тот на «Аксенов-фест» приехать не смог - точнее, наоборот: приехал в Казань на три дня раньше в рамках своего поволжского тура «Плюс один». 21 ноября Гришковец сыграл спектакль в Казани, а перед тем в музее Василия Аксенова, по просьбе модного ныне автора, провели «предоткрытие» фестиваля. Евгений Гришковец провел полуторачасовую встречу с казанцами в форме диалога, но на некоторые вопросы отказался отвечать.

Художественно-изобразительную составляющую юбилейного «Аксенов-феста» составили акварельные портреты Беллы Ахмадулиной в исполнении овдовевшего супруга - известного московского художника Бориса Мессерера. Изумительную выставку в музее Василия Аксенова дополнила презентация нового номера журнала «Октябрь», в котором напечатана переписка Василия Аксенова с Беллой Ахмадулиной. Она состоялась вместе с презентациями журналов «Казань» и «Октябрь», где представили молодых казанских поэтов, прозаиков и драматургов.

Музыкальная составляющая фестиваля в этом году была представлена в БКЗ имени С.Сайдашева программой «Джазовые трансформации» с участием Андрея Макаревича, трио Евгения Борца, Ирины Родилес и Brill Brothers. Кстати, там прозвучала мысль, что премию «Звездный билет» хорошо бы вручать и молодым музыкантам. Тем более что московское жюри уже второй год не может подобрать достойных ее номинантов среди молодых писателей Казани.

Вряд ли в Татарстане перевелись таланты. Может, самим судьям стоит вспомнить крылатую грибоедовскую фразу?