СИНДРОМ ВТОРОГО ГОДА - ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

О синдроме второго года не раз в течение нынешнего сезона упоминали руководители ФК «Рубин». Давайте попытаемся разобраться - что же это за явление и как оно отразилось на игроках команды.

news_top_970_100

На первый взгляд, получается следующее - в прошлом, бронзовом для себя, чемпионате футболисты «Рубина» на огромном эмоциональном подъеме выплеснули столько физических и душевных сил, потратили столько нервов, что на сезон нынешний их просто уже не хватило. Завоевание бронзовых наград заставило игроков казанской команды взять психологические ресурсы как бы взаймы, и теперь их приходится возвращать. Смотришь, в ином матче вроде бы те же фамилии, те же ребята, а вот игра уже не та. Будто вынули у каждого из них сердце и на поле какие-то фантомы рубиновцев прошлогоднего состава.

ВРАТАРСКИЕ СТРАДАНИЯ

Как же конкретно сказался синдром второго года на состоянии казанских парней? На форме и настроении вратаря Козко больше отразились последствия аварии и полученной в результате ее травмы позвоночника. Надо сказать, что Сергей мужественно перенес этот удар судьбы - конечно, бесследно такие потрясения не проходят. И Козко надо было время, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Естественно, без сбоев этот путь обретения самого себя ему не удалось пройти. Матчи в Санкт-Петербурге с «Зенитом», с венским «Рапидом» в Казани до сих пор, наверное, вспоминаются Сергею в дурных снах. Были и другие промахи: хитромудрый удар со штрафного от Есипова в поединке с волгоградским «Ротором», гаубичный выстрел от Дельгадо во встрече с «Сатурном», два таких разных мяча (после штрафного и в результате индивидуального прохода) Парамонова в Перми. Но ведь были же сухие для стража ворот «Рубина» матчи - с тем же «Рапидом» в Вене, с московским «Торпедо» на своем поле. Козко через ошибки и падения снова стал набирать форму, и в ряде последних поединков, несмотря на поражения, мы временами видели блестки его прежнего мастерства. Думается, что Сергей сейчас уже восстановился и способен провести концовку чемпионата гораздо увереннее, чем его начало. Второй голкипер - Чижов, дебютировал в команде довольно успешно. Валерию свойственна какая-то особая надежная манера игры. Но травмы и общее синдромное настроение в коллективе, видимо, подействовали и на него, и он в игре с «Химками» пустил «бабочку» от Гаврилина, а затем был расстрелян поляком Лагиевкой в матче с ярославским «Шинником». В Москве в битве со «Спартаком» Чижов угадал направление удара с пенальти Павлюченко, но отразить его не смог, а гол Пьяновича был неожиданным не только для нашего голкипера, но и для защитников «Рубина».

ОШИБАЛСЯ ДАЖЕ ЖЕЛЕЗНЫЙ СКОТТИ

Линия обороны казанцев в целом действовала неплохо, но синдром коснулся всех без исключения защитников. Ошибался даже железно-стабильный Скотти, но к уругвайцу как раз меньше всего претензий в смысле отдачи и уровня показанного им футбола - его второгодичный синдром поразил меньше других. В этом смысле особых нареканий не вызывали и действия Калисто. Бразилец не был фантомом - он оказался, может быть, лишь чуть хуже, чем в прошлом чемпионате. А вот немыслимо надежный в прошлом сезоне Синев просто иной раз уставал исправлять огрехи партнеров и непростительно для такого мастера ошибался, как в последнем поединке с московскими спартаковцами, где он зевнул рывок Пьяновича. Новотны вообще стал невольным виновником пенальти во встрече со «Спартаком», хотя одиннадцатиметровый больше на совести арбитра. Гораздо меньше, чем в сезоне 2003 года, мы видели в его исполнении и стандартные голы. Не так прочен он был и в защите. В играх с «Зенитом», «Крыльями Советов», ЦСКА в столице и с ФК «Москва» оборонительные редуты «Рубина» были не на высоте.

ЗА ВСЕ ОТДУВАЛИСЬ СБОРНИКИ

Бояринцев и Шаронов как члены сборной России, правда, не особо снизили класс игры. Денис в Вене против «Рапида» вообще был одним из самых лучших в составе гостей и сотворил гол-шедевр. Однако в казанском раунде встреч с австрийцами именно Бояринцев не реализовал стопроцентный момент перед воротами «Рапида», и его ошибка тоже повлияла на исход самого, пожалуй, обидного и горького поражения казанцев в нынешнем сезоне. Шаронов все время - и в клубе, и в сборной на чемпионате Европы, и в товарищеских поединках - оставался самим собой: порой грубил, совершал необъяснимые просчеты, но в то же время был в целом надежен и игры здорово не портил. Однако Бердыев остался недоволен действиями Дениса и Романа в злополучном сражении с «Рапидом». Появившийся было слух о переходе Бояринцева в московский «Спартак» был опровергнут в клубе. Скорей всего, Денис по окончании чемпионата рассмотрит условия, предложенные «Рубином», и еще семь раз отмерит, прежде чем отрезать.

КТО ЖЕ БЫЛ ФАНТОМОМ?

 А вот Сибайя больше походил на фантома. Вроде по-прежнему активен, но фронт его работы как-то сузился, не такими умными, как в минувшем первенстве, получались у него и передачи. А в острых моментах перед воротами соперников Мао терялся и не знал порой, что делать с мячом. И этот недостаток не компенсировали его дальние, но неубедительные удары. У Коновалова возрос процент брака в его технико-тактических действиях. Порой он ошибался совсем по-детски. Например, в борьбе с ярославцами в проигранном матче в Казани - это стало бросаться в глаза. О Досталеке мы писали часто. Считаю его привлечение в наш клуб ошибкой селекции. Настолько порой неумелым выглядели его попытки ударить по воротам соперников или отдать пас, что возникали сомнения в его соответствии уровню Премьер-лиги. Петроуш был более искусен и технически подкован, но команду он тоже не усилил. Чижек был прежним Чижеком, выходящим на замену и прикладывающим много усилий, чтобы помочь партнерам. Однако в большинстве случаев это ему не удавалось. Не назовешь удачей в селекционной работе клуба и приобретение Алоизио и Русселя. Их привлекали в команду в надежде, что они станут теми долгожданными бомбардирами, коим хоть отчасти был Рони. Однако этим надеждам пока не суждено было сбыться. Алоизио буквально погряз в травмо-операционном процессе и реальной пользы клубу так и не принес. Руссель получил повреждение позвоночника чуть ли не в первом матче, а затем, едва оправившись от травмы, появлялся каким-то призраком на поле и тоже не создал ничего путного. А вот о Рони, проданном в самарские «Крылья Советов», остались одни сожаления. Пусть он оказался ныне не так результативен, как в бронзовом чемпионате, но, по-моему, был, несмотря на синдром, единственным настоящим нападающим в «Рубине». Байрамов только сделал заявку, чтобы быть таким же снайпером. Но пока им не стал. А может быть, синдром - это просто снижение требований к самим себе?

Несколько слов хочется сказать и о тактике команды. Она тоже была вторичной. Действия от обороны с переходом в контратаки уже набили оскомину и для соперников не представляли загадки. Попытки сыграть в открытый футбол с венским «Рапидом» закончились провалом. А вот с московским «Торпедо» активность в нападении принесла свои плоды. На финише чемпионата Курбану Бердыеву придется здорово поломать голову, чтобы приготовить в принципиальных матчах с основными конкурентами за место под солнцем какие-то сюрпризы. И многое в оставшихся поединках будет зависеть от главного стратега команды. Удастся Бердыеву, например, удивить чем-нибудь 25 сентября во встрече с московским «Динамо» умудренный опытом тандем Бондаренко - Романцев, и глядишь, казанцы возьмут наконец полновесные три очка. Хочется, чтобы и весь коллектив в целом хотя бы под занавес первенства встряхнул с себя дурман синдрома второго года и ударной концовкой обеспечил себе прописку в элитном дивизионе и на будущий сезон, не уповая на мифическое пока расширение Премьер-лиги.

Валерий НУГМАНОВ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100