О том, какую историческую ценность имеют фотоархивы, рассказал известный фотограф Рамиль Гали. 

Старые фото: на свалку или в музей?

- Почему тема сохранения фотоархивов сегодня стала так актуальна?
- Фотографии и фотопленки бесследно исчезают. Люди просто выбрасывают их на свалку и не задумываются, что там могут быть запечатлены важные события, известные люди, улицы и дома старинной Казани, которых уже нет... Это относится не только к фотоархивам любителей, но и к снимкам фотографов-профессионалов. Например, мы не можем найти архивы Николая Седова, Василия Мартинкова, Анатолия Андронова, Алика Биктимирова и других фотографов старшего поколения, работавших в городских и республиканских газетах. В течение многих лет они фиксировали на пленке практически каждый день жизни Казани, Татарстана. В газетах публиковались всего один-два кадра, а остальное оставалось в личных архивах фотографов. Но, к сожалению, уникальный исторический фотоматериал утерян. Можно сказать, что у нас документальная история республики в фотографиях не сохранилась. Конечно, есть фото в Государственном архиве РТ. Но это в основном официальная хроника, которая не дает полной картины того, как и чем жили татарстанцы в те годы.

- А фотоархив сегодняшних дней создается? 
- В век цифровых технологий каждый стал сам себе фотографом. Поток фотоинформации огромный, но и сегодня практически никто не занимается созданием настоящего фотоархива. По моей инициативе в информационном агентстве «Татар-информ» начал создаваться электронный фотоархив. Уже собрано и систематизировано более 150 тысяч фото. Это снимки, сделанные только за последний год. 

Фотография - это исторический документ. Поэтому нужна государственная программа по созданию и поддержке республиканского фотоархива. Нужна и юридическая служба, где фотографы, издатели могли бы получать квалифицированные консультации по защите авторских прав. Давно назрела необходимость создать в Казани и музей фотографии. 

Всем еще раз хочу посоветовать: если у вас есть старые фотографии, не спешите их выбрасывать. Еще раз просмотрите эти снимки, но не привычным взглядом, а взглядом историка. Вдруг какие-то кадры, которые раньше вам казались незначительными, сегодня являются 

ценным историческим документом. Кстати, за некоторые уникальные фотографии коллекционеры могут хорошо заплатить. Так что, если выбрасываете свои фотоархивы на помойку, вы не только уничтожаете исторические документы, но и теряете деньги. 

Фотоархивы не должны лежать мертвым грузом

Своим мнением на эту тему поделился фотомастер, член Союза фотохудожников России Фарит Губаев.

- Как фотограф может распорядиться своими архивами? 
- Это глобальная проблема. Конечно, было бы здорово, если бы архив кто-нибудь купил оптом за несколько миллионов рублей. Но куда везти, кому? Какой музей купит? Даже если передавать пленки в музей или архив, сначала нужно привести их в порядок, систематизировать, подписать, чтобы сотрудники архива могли в нем разобраться. Иначе все эти материалы будут лежать мертвым грузом. 

Я знаю только одного моего коллегу, который всю жизнь аккуратно ведет свой архив. Это Владимир Зотов. У него подробно подписана каждая фотография: какое это событие, точная дата, год, кто запечатлен в кадре. Владимир признавался, что даже при таком порядке ему иногда бывает сложно найти нужный кадр. А что уж говорить о других фотографах? 

Сам я, к сожалению, относился к своему архиву беспечно. Работа в ежедневной газете напряженная. В день по 5 - 6 съемок, после мероприятий надо было вернуться в редакцию и до подписания номера успеть проявить пленку, напечатать снимки. Думал:

«Ну, ничего страшного, завтра подпишу». А завтра - другие съемки, другие дела... И газеты со своими публикациями никогда не собирал, не хранил. Сейчас понимаю, что это было ошибкой. Если бы я тогда подписывал пленки, то сегодня ориентироваться в архиве было бы намного проще. 

- Разбирать негативы - долгая работа?
- Да, чтобы отсканировать одну пленку в 36 кадров, требуется примерно 1,5 часа. За сутки можно оцифровать 6 - 7 пленок, и это при условии, что ни на минуту не будешь отрываться от монитора компьютера. А у меня за 40 лет работы в ежедневных изданиях накопились сотни тысяч негативов. Я чисто физически не смогу все обработать. Конечно, нет такой необходимости сканировать каждую пленку. Но даже для того, чтобы просмотреть негативы и понять, кто на них запечатлен, что это за событие, нужно немало времени. 

- А как эта проблема решается в других странах?
- В Америке, на Западе фотоархивами занимаются специальные центры, дома и музеи современной фотографии, галеристы. В Казани тоже должен быть такой центр с приспособленным для фотоархива помещением, современным оборудованием и штатом квалифицированных специалистов. В создание такого центра фотографии необходимо вкладываться. Но как убедить в этом чиновников? 

А самое главное - фотоархив должен работать и приносить прибыль. Это возможно, если издавать каталоги, фотоальбомы, организовывать выставки, мастер-классы, фестивали... Надо только подойти к делу с умом.