Анна Берсенева: «Мои герои понимают ценность семейных чувств»

«Капитанские дети», «Слабости сильной женщины», «Ермоловы», «Гадание при свечах» - эти сериалы сняты по книгам известной писательницы Анны Берсеневой. А всего ею издано более 25 книг. На днях автор побывала в Казани, и пообщалась со своими читателями. Встреча состоялась в Национальной библиотеке РТ.

news_top_970_100

Никогда не используйте псевдоним

Для начинающих авторов хочу сказать - никогда не используйте никаких псевдонимов. Это глупость несусветная. Если будет провал – это ваш провал, а если успех – это ваш успех. Автор должен сам отвечать за каждое написанное слово. Свою  первую книгу я написала для «Эксмо». Тогда это было три человека, которые только-только начинали. И просто искали авторов в самых неожиданных местах. И понимали при этом, что  люди хотят почитать что-то о современности. Таких книг было мало.

Так вот, возвращаясь к псевдониму. Когда я написала первую свою книгу, меня  взял страх, так как в этот момент мне предстояла защита диссертации на филфаке. И вот я представила,  как кто-нибудь из диссертационного совета, выйдя из метро, идет к университету и видят на лотках мою книгу:  «Что такое? Чем она занята? Должна диссертацию писать». И я попросила в издательстве не называть мою фамилию.  Мне предложили псевдоним - просто пришло в голову некое сочетание слов.

Синдром второй книги

Вообще-то написать первую книгу могут очень многие. У людей есть опыт, они проживают интересную жизнь и хотят выплеснуть впечатления на бумагу. Часто получается очень удачно.  Особенно врачи интересно пишут. А потом становится сложнее -  должно заработать воображение. И многие писать прекращают.

«Мой жанр – городской роман»

Что такое мои книги по жанру? Для себя я называю их - городской роман. Книги, герои которых живут в городах. Они не заняты чем-то экзотическим. Живут обычной жизнью: женятся, разводятся, работают,  дружат, детей растят, путешествуют. Мои герои – это люди, понимающие  ценность семейных чувств. Причем не только любви, но и другие сильные чувства. Их окружает целый яркий мир. Особенно в молодости видишь мир ярким. Ты проснулся – внутри все кипит, тебе все интересно, ждешь от каждой минуты чего-то необыкновенного, все чувства очень сильные. А с возрастом это начинает проходить. К сожалению, само собой это не работает, человек должен научиться эту способность поддерживать.  

У моих героев есть история

Мне интересно не только то, каковы мои герои сами по себе и что происходит непосредственно в их жизни. Важнее понять, почему они такие. Как их воспитывали, кто были их бабушки, дедушки, как в их семьях хранились и предавались семейные традиции. Или, наоборот, на каком-то этапе терялись. Мне стали интересны их биографии в более широком, глубоком смысле. И стали появляться циклы книг, когда герои переходили из книги в книгу.  И действие происходило и в прошлом, и в настоящем.

Кино - коллективное искусство

Мне было приятно, когда кинематографисты проявили интерес к моему творчеству. Первым фильмом по моим книгам стал сериал «Капитанские дети». Меня тогда просили: хотите сами взяться за сценарий? Я сомневалась: «Может быть, и хочу, но не умею. Понятия не имею, как это делается: где должен быть разговор, а где описание погоды, сколько места занимает эта сцена в тексте, а сколько на экране, как донести на экран то, что они задумали?»

Был миллион вопросов, о которых я совершенно не имела представления, поэтому отказалась. Потом продюсеры стали присылать мне серии, написанные группой сценаристов из пяти человек. Посмотрев, что получилось, я пришла в ужас и поняла, что зря отказалась. Некоторые из них явно не ставили перед собой вопрос - а умею ли я? Например, он пишет про дочь, у которой был инцест, потому что это якобы будет интересно зрителю. Я говорю - остановитесь. Может, кому-то это и будет интересно, но не надо рассчитывать на такой специфический зрительский круг. И тут я поняла, что надо учиться самой. Это оказался тот случай, когда, чтобы поплыть, надо сразу окунуться в воду. Дальше уже стала учиться, ходить на занятия, и очень много разговаривать на съемочных площадках. Это важный момент: то, что ты видишь у себя в голове, твой умозрительный кинематограф в реальности может оказаться совсем другим. Ту надо учитывать, что может сыграть актер, а чего не может, какую режиссер ставит задачу, что в связи с этим написать в сценарии. Пока дойдет до съемок, сценарий переменится тысячу раз. Кино – коллективное искусство и можно сойти с ума, когда каждый, кто в этом участвует, вносит свою лепту.

Роман или сценарий?

Когда спрашивают, что больше нравится писать: книги или сценарии, почему-то ожидают, что второе. Потому что кино - это же актеры, впечатления, интересный мир. Все это так, я ездила много на съемки, в экспедиции и это действительно очень интересно. Но с книгами я не могу сравнить ничего. Вот эта первоначальность, когда ничего не было, а ты взял и придумал, сделал так, как считаешь правильным, необходимым. Ты не  подгоняешь себя, ни под кого не подстраиваешься, не думаешь, сможет ли актер показать вот это и сыграть вот то. И как бы режиссера заставить делать так как, ты написал, а в чем тебе надо пойти с ним на компромисс.

Откуда приходят сюжеты

Я с детства была фантазеристая. Но здесь есть еще один момент. Каждый пишущий человек знает, что реальная история не может стать основой книги полностью, заиграть всеми красками, если ты с ней ничего не сделал. У меня этот путь получается следующим образом. Сначала есть какой-то важный вопрос, который я себе задаю. И однозначного ответа на него нет. Ответы дают люди  своими жизнями, хотя порой они диаметрально противоположны. В поисках появляется характер, который я выдумываю. Потом я начинаю думать, в каких обстоятельствах он мог бы раскрыться, и появляется сюжет. Но когда я придумываю характер, то, хотя человек и вымышленный, в него начинают вливаться разные люди, которых я знаю.

Семья писателей

Мы с мужем познакомились в 1980 году. Поженились через 3 года. Если бы нам было сложно друг с другом,  то все это выглядело бы иначе. А нам интересно: и разговаривать, и что-то обсуждать. В этом есть сходство с семьями наших родителей. У мужа родители учителя, у меня оба инженеры. И я с детства привыкла, что дома родители разговаривают о работе. Причем если учителя что-то обсуждали, это хотя бы было понятно, но когда мои родители начинали обсуждать устройство телефонной станции, то я, конечно, ничего не понимала. Но я видела, с каким интересом они это обсуждают. Как им интересно друг с другом. И еще, слушая родительские разговоры, я с самого детства понимала, что работа – это очень важно, это то, чем человек живет.

Классика навсегда

Читаю очень много. У нас дома и своя большая библиотека, и родительская. Сама я читаю с четырех лет. Дня не проходит, чтобы я не читала. И когда я возвращаюсь к классике – к  Чехову, Толстому, - к зарубежной классике, то всегда открываю для себя что-то новое, даже если эту книгу я перечитываю в двадцатый раз. А вот современную книгу трудно найти, которая бы тебя захватила. 

news_right_column_240_400