По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в течение последних 4 - 5 лет 73% жителей нашей страны участвовали в благотворительности, что является максимальным показателем за весь период измерений (с 2007 года). Это свидетельствует о значительном росте интереса к данной сфере, особенно по сравнению с 2007-м и 2009 годом (46 - 50%).
Вместе с общим ростом интереса россиян к благотворительности увеличился и процент тех, кто занимается ей регулярно. Об этом сказали 82% респондентов, и это максимум за все время измерений - в предыдущие годы показатель находился в диапазоне 73 - 78%.
Популярной формой благотворительности стала передача вещей, игрушек и других предметов в детские дома, дома престарелых или инвалидов. Это практикуют 27% граждан (показатель не изменился с 2017 года, в 2019-м он составлял 30%).
Как показал опрос, россияне стали реже давать милостыню (22% в 2024 году, 30% в 2017-м и 36% в 2007-м), но стали чаще поддерживать системную благотворительность. Так, 27% граждан отметили, что вносили деньги на счета благотворительных организаций. Также выросла популярность участия в благотворительных акциях (11% в 2024 году и 2 - 4% в 2007-м и 2009-м) и волонтерской работе (10% в 2024 году и 2 - 3% в 2007-м и 2009-м). Прямой перевод средств на счета нуждающихся в лечении или восстановлении снизился с 32% в 2017 году до 22% в 2024-м. И это, вероятно, связано с ростом интереса к профессиональным благотворительным фондам и их акциям.
Каждый пятый россиянин (20%) отметил, что не готов участвовать в благотворительности. Чаще это граждане старшего возраста (26 - 37%), с неполным средним образованием (28%), плохим материальным положением (28%), то есть россияне с невысоким социальным ресурсом, которым, возможно, самим нужна помощь или участие.
Проведенный опрос показал, что основной причиной неготовности к благотворительной деятельности в 46% случаев является низкий уровень доходов. Каждый пятый (21%) сослался на плохое состояние здоровья, еще 9% не могут делать этого в силу возраста. То есть в основном речь идет об объективных причинах. Однако часть россиян отказываются от добрых дел в силу нехватки времени (13%) или недоверия организаторам благотворительных акций и сборов (10%). Среди других вариантов - нет желания (6%), большая семья, забота о детях, нет возможности (по 4%). Также 4% респондентов считают, что этим должно заниматься государство. И только 2% указали, что им не хватает соответствующей информации.
Во всероссийском телефонном опросе «ВЦИОМ-Спутник» приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет