Такому явлению, как городское самоуправление, Россия обязана императрице Екатерине II - именно она издала соответствующий манифест в 1766 году. Ее почин продолжил император Александр II, который произвел реформу в области местного самоуправления. Интересно, что представляло собой казанское городское общественное управление после этой реформы?
«Городовое положение» 1870 года устанавливало новые нормы, регулирующие состав органов городского общественного управления, провозглашало его самостоятельность, одновременно оставляя за правительственными властями право наблюдения и контроля. Также это положение вводило качественно иной принцип всесословности в избирательную систему - до этого городским головой избирался горожанин исключительно из купеческого сословия. И если с 1767 года в списке городских глав состояли лишь купцы 1 - 2-й гильдии, зачастую не имевшие должного образования (последний казанский голова из купцов Кузьма Романов, сложивший свои полномочия в 1871 году, имел только домашнее образование), то уже с 1871 года на эту должность избирались «новые» люди - потомственные дворяне с высшим (как правило, университетским) образованием, действительные статские советники. Надо сказать, по тогдашним законам в критериях избрания городского головы существовали далеко не демократические, на взгляд современного человека, ограничения. Так, не могли ни быть избраны городской головой, ни исправлять эту должность представители некоторых национальностей. Число членов городской управы из нехристиан не должно было превышать одной трети всего ее состава.
Распорядительная и контролирующая власти были представлены городской думой, исполнительная - городской управой. Городской голова являлся председателем и думы, и управы, а также состоял членом различных присутствий. Он избирался думой на 4 года из числа лиц, пользующихся активным правом избрания. А поскольку Казань в то время была губернским городом, здесь городской голова утверждался также министром внутренних дел Российской империи.
Полномочия председателя управы налагали на голову множество забот по координации деятельности всех ее членов. Так, он осуществлял общий надзор за всеми отраслями городского хозяйства и за деятельностью всех подведомственных городскому управлению учреждений и лиц, распоряжался о созыве собраний городской думы и назначал дела к ее рассмотрению, редактировал доклады городской думе и осуществлял общее наблюдение за своевременностью и правильностью исполнения ее постановлений. Зато эта нагрузка компенсировалась такой приятной обязанностью, как представительство города во время встречи именитых гостей и проведения торжеств...
Светлана ГОРДЕЕВА
(Материал подготовлен при содействии замдиректора Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рамиля Хайрутдинова и замдиректора АНО «Институт культурного наследия» Радика Салихова.)