Без группы поддержки сегодня невозможно представить баскетбольный матч. Танцующие красавицы - обязательная составляющая спортивного действа. По примеру НБА Луиза Хабибуллина первой тогда еще в СССР создала группу поддержки УНИКСа в далеком 1991 году и бессменно руководит ею по сей день. Меняется танцевальный состав, спортивный сезон сменяется другим спортивным сезоном, неизменным остается одно - у руля группы Луиза Хабибуллина. Она не только тренер и организатор, она девочкам еще и старшая заботливая подруга, вторая мать. Девушки отвечают ей за это любовью и преданностью, ласково называя Луизочкой Наримановночкой.
- Почти 25 лет вы готовите девушек группы поддержки. Не устали, прежде всего морально?
- Нет, ведь это моя работа, моя жизнь. Дело, которым занимаюсь, я очень люблю. Иначе в творчестве невозможно. Девушки очень тонко чувствуют твое отношение к ним, настрой на работу, улавливают нюансы эмоций. Схалтурить на занятиях невозможно - результата не будет и веру твоих воспитанниц в себя потеряешь. Поэтому на каждой тренировке приходится выкладываться на все сто, независимо от того, здорова ты или больна и какое у тебя настроение. Все личные проблемы во время занятий должны оставаться «за кадром».
- Значит, руководство группой поддержки - главное дело вашей жизни?
- Наверное, так и есть. Когда танцуешь сама - это одно. Когда же обучаешь других, видишь продукт твоего труда - это совсем другое. Радость созидания, творчества, сознание того, что удается достичь задуманного, ни с чем не сравнимое ощущение для творческой личности.
- Помимо того что руководитель группы должен быть профессионалом и хорошим организатором, какое еще необходимое для работы качество вы бы выделили?
- Я бы сделала акцент на педагогическом и психологическом аспектах. Моя работа не ограничивается тренировками. С первых занятий объясняю девушкам, насколько важно то, чему они себя посвятили. Что они члены большой семьи под названием УНИКС, а быть членом УНИКСа почетно и ответственно. Что от того, как они будут танцевать, зависит настроение зрителей, которые пришли, в том числе и посмотреть их танцы. “Внутренняя энергетика танцовщиц должна передаваться игрокам, помогать им в игре”, - не перестаю повторять я девчонкам.
- С какими-то личными просьбами и житейскими проблемами девушки к вам обращаются?
- Постоянно.
- И вы берете на себя смелость давать советы?
- Если уверена, что мой совет будет на пользу, да. В просьбах, если это в моих силах, стараюсь не отказывать. Ведь девочки мне как дочери. И веду я себя по отношению к ним как мать ведет себя с дочерьми. Пусть даже где-то ошибусь, но я ведь совет даю искренне, так, как считаю, что будет лучше. Но у них и своя голова на плечах есть. Сами решают, принимать мой совет или нет. А поскольку знают, что я им только добра желаю, на меня никогда не обижаются. Для меня же обращение за советом и помощью - высшая оценка моего труда, значит, в меня верят, мне доверяют.
- Годы идут, за четверть века сменился не один состав группы. Девушки, с которыми вы начинали в начале 90-х, от современных сильно отличаются?
- Современные девушки более раскрепощенные, продвинутые, эмансипированные. Те же девчонки были, если так можно выразиться, еще продуктом советского воспитания со всеми плюсами и минусами того поколения.
- За 25 лет сколько девушек прошло через группу поддержки? Сколько у вас учениц?
- К сожалению, статистику не веду, а надо было бы. Как и жалею, что не начала вовремя вести рабочий дневник, в которой заносила бы все то интересное, что происходило во время работы, ведь память не очень надежна.
- Связь с теми, кто закончил выступление, поддерживаете?
- Часто перезваниваемся, иногда встречаемся. Приятно, что многие девушки продолжают то, чем занимались в группе поддержки, но уже в качестве педагогов.
- Что главное в вашей сегодняшней работе?
- Совершенствование мастерства моих подопечных. “Предела совершенству нет”, - говорю я им постоянно. Но и сама не стою на месте: изучаю опыт коллег, стараюсь не отстать от современных тенденций развития. На самосовершенствование времени уходит очень много, не всегда его хватает. Надо и специальную литературу почитать, и диски послушать, и пофантазировать, что-то свое оригинальное придумать, а не только копировать увиденное.
- Вопрос несколько провокационный. В НБА не принято, чтобы девушки имели какие-либо контакты с баскетболистами. А как обстоят дела в этом плане у нас в УНИКСе?
- Наша задача - танцевать и поддерживать команду во время игры. В контрактах нет пункта, запрещающего общаться с игроками. Однако определенная субординация существует. А так, что плохого, если девушка и баскетболист поздороваются перед матчем, улыбнутся друг другу, пожелают удачи. Бывали отношения и иного рода, я не имею в виду любовные интрижки - их не было, по крайней мере, о них ничего не знаю. Была любовь, завершившаяся браком, между игроком молодежной команды и одной из моих воспитанниц, но уже давно.
Фото предоставлено БК «УНИКС»