Писать об увиденном трудно. С первых кадров фильм захватил меня, заставил забыть о профессиональной стороне картины. Уже после просмотра, отерев слезы и немного успокоившись, я отметил замечательную операторскую работу, точный выбор музыки - авторских песен Жанны Бичевской, Веры Матвеевой, Виктора Берковского (в такой ленте даже классика показалась бы претенциозной), неторопливые темп и ритм... Все это оказалось органичным, даже единственно возможным решением для избранного авторами подхода к проблеме наркомании - взгляду изнутри, глазами самих бывших наркоманов.
Именно в этом подходе сила фильма. В большинстве других картин о наркомании - художественных и документальных - присутствует «ставка на испуг». Со времен нашумевшей «Трагедии в стиле рок» Саввы Кулиша режиссеры и операторы с настойчивостью, давно достойной другого применения, показывают нам шприцы, антисанитарию, потухшие глаза и даже трупы... У Кулиша как первопроходца темы это было оправданно, но ведь потом были даже не десятки - сотни похожих фильмов, сделавших наркоманию (увы!) привычной и неинтересной гостьей наших экранов. Речь в них шла о явлении, о проблеме, о болезни общества...
Режиссер Роберт Хисамов и оператор Николай Морозов взглянули на конкретных людей, нашли такой диалог с ними, который естественно превратился в серию монологов, искренних до беспощадности к себе.
Это, в сущности, основной закон восприятия в искусстве: вовлечь зрителя, помочь ему идентифицировать себя с героем, и тогда фильм воспринимается не как что-то постороннее, а переживается как происходящее сейчас именно с тобой... Отсюда и слезы, и безусловное доверие даже в такой деликатной сфере, как вера в Бога.
Можно говорить, что авторам повезло с героями - и с руководителем центра «Спасение» Любой (назвать ее фамилию все-таки следовало бы), и с теми, кто проходит здесь реабилитацию. Особенно с Женей, которого давно бы пора называть по имени-отчеству, да он и сам к этому не привык, уж больно «кудрявая» и трагичная у него биография... Но можно сказать и иначе: там, где такие центры работают успешно, обязательно есть люди - живущие по заветам Господним, любящие своих ближних. Без этой любви можно, конечно, делать деньги или просто механически выполнять свою работу - но это уже тот мiръ, который не принял Господа, в котором так много бед и несчастий...
Верю, что фильм найдет отклик в самой сложной аудитории - в первую очередь среди «оторванной молодежи». По сути, здесь «оторванные» имеют возможность увидеть свое будущее, если они не отрежут его от себя передозировкой.
Роберт КОПОСОВ,
член Союза
кинематографистов РФ,
заслуженный деятель
искусств РТ