История страны в вещах: Баня

news_top_970_100

Сдается мне, что и эта тема столь же необъятна, как и дачная. Ведь в нашей жизни баня - это совсем не про просто совершить омовение, это, если хотите, социальный институт, в котором решаются глобальные вопросы и который вершит судьбы. 

Но сначала немного воспоминаний из детства. У моих бабушки и дедушки своей бани не было, поэтому в баню ходили к соседям, милейшей паре, - Евгении Николаевне и Иосифу Иосифовичу. У них была классическая русская банька со всеми полагающимися атрибутами - вениками, парной и тем самым неповторимым ароматом русской бани, густо настоянном на горячем дереве и березовых ветках. Мне кажется, та баня учила, помимо всего прочего, размеренности и неторопливости. Ведь, согласитесь, это не заскочить в душ быстренько - и пулей на работу. Конечно нет, и здесь свои ритуалы и традиции. Все чинно и степенно, и время, кажется замирает. И даже стремительные (холодно же!) окунания в снег у бани тоже не терпели суеты. После бани полагалось, по выражению бабушки, «отпыхивать». А уж незаменимым помощником в этом самом «отпыхивании» был готовившийся Евгенией Николаевной по секретной рецептуре квас. Вот это был напиток - не чета сладковатой газировке, выдаваемой сейчас за квас. Кислый, ядреный, с изюмом и медом - неповторимо!

Иногда мы ходили в сельскую общую баню. Как-то, зайдя в парилку, увидел лежавшего на полке мужика в... шапке-ушанке. «А, не обращай внимания, это Михалыч, он так по часу лежать может», - сказал мне дядя. Час?! Вот здесь?! Книга Гиннесса, ау!

В каждой семье или дружеской компании были свои ритуалы банные - от уже упоминавшегося ныряния в снег до манеры, в которой друзья обрабатывали тебя вениками, да и сами веники, по мнению каждого эксперта по этой части, должны быть особыми. Каких только не было! Ну и те самые посиделки после бани с длиннющими разговорами за жизнь и не только. 

А потом появились сауны, это уже отдавало некоей элитарностью, как сказал один юморист, «собираются интеллигентные люди и вместе потеют». Хотя, собственно, ничего ведь особенного не было в этой финской традиции, чистая физика - тут пар сухой, там влажный. Но тем не менее сауны превратились в место решения очень важных вопросов. Вот, понимаешь, проклятые капиталисты обсуждали свои сделки на полях для гольфа, а наше начальство все больше любило для разговоров по делам именно банно-прачечные заведения. 

И в каждом городе были некие, назовем их так, знаковые бани. В Москве - конечно, жутко популярные и дефицитные Сандуновские, в Питере - Круглые, ну а в Казани - комбинат «Здоровье», увы, сейчас уже исчезнувший с карты города. И здесь были свои неписаные правила, традиции, законы, если хотите. А банщики в этих заведениях были своего рода элитной кастой - вспомним хотя бы фильм «Ты - мне, я - тебе» и героя Леонида Куравлева. 

Вообще в произведениях литературы и кино бани - часто просто ключевое место действия, начиная от пушкинских строк: 
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть...
до хрестоматийного «Понимаете, у нас традиция - каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню» или финальной сцены «Старого Нового года». 

Никуда не денешься - баня в разных ее видах и формах стала совершенно неотъемлемой частью нашей жизни. Русская, финская, потом появившиеся турецкие хаммамы, маленькие деревенские и большие городские - все они имеют свои истории, легенды, мифы и традиции. Так и должно быть.

Антон Боровиков, Казань

news_right_column_240_400