История Татарстана в вещах. Выпуск №25

История Татарстана в вещах. Выпуск №25

news_top_970_100

Уважаемые читатели!

Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА


Под треск арифмометра и щелканье костяшек...

Деревянные счеты председателя республиканской комиссии Госплана ТАССР В.М.Ермолаева и фрагмент той самой докторской диссертации

Когда пришла пора в очередной раз оклеивать стены старого дачного дома, под многолетними наслоениями обоев я обнаружила пожелтевшие от клея и времени листы бумаги, исписанные мелким четким почерком. По специальным терминам и обилию цифр я поняла, что это черновик докторской диссертации деда Вадима Михайловича Ермолаева. 

Я родилась в семье статистиков. Помню, как мама - преподаватель финансово-экономического института, вечера напролет проверяла студенческие работы. На ее столе всегда лежали листки бумаги, исписанные формулами и столбиками цифр. Я засыпала под треск арифмометра и щелканье костяшек счетов. Иногда мама вздыхала: «Ах, если бы отец успел закончить свою работу над счетной машиной, дело шло бы намного быстрее». 

Заведующий кафедрой статистики и математики Казанского финансово-экономического института Вадим Михайлович Ермолаев, 1950-е годы

Мой дед в середине прошлого века заведовал кафедрой статистики и математики того же института. Мама, очень любившая своего отца, часто перебирала фотографии и много рассказывала о нем. Вадим Михайлович родился в 1892 году в семье чертежника Казанской городской управы. Окончив гимназию, поступил на историко-филологический факультет Казанского университета и тогда же на работу в статистическое бюро Казанской губернской земской управы, где прошел путь от счетчика до заведующего Казанским губернским статистическим бюро. Был участником и организатором нескольких переписей населения. Являлся председателем республиканской комиссии Госплана ТАССР, принимал участие в работе ЦИК и СНК ТАССР. Был награжден медалями и орденом «Знак Почета».

А в свободное от работы время дед конструировал счетные машины. Как это было принято в 30 - 40-е годы прошлого века, сосед, увидев детали и прибор непонятного назначения, поспешил донести «куда следует» о готовящемся покушении на любимого вождя. К счастью, с доносом разобрались, но работу на дому посоветовали свернуть. Еще в 1920-х годах мой дед обратил внимание на возможности использования в республике радиотелефонной связи и написал на эту тему статью в журнал «Труд и хозяйство». Смелая, фантастическая по тем временам мечта! 

Позднее в докторской диссертации дед анализировал итоги переписей, проводимых в Китае. (Уж там-то есть кого переписывать!) Коллеги из Поднебесной присылали ему поздравления и подарки - книги и красивые календари. Один из них я помню: изящные рисунки в восточном стиле, иероглифы и тонкая папиросная бумага, которой были переслоены страницы. Когда в отношениях нашего государства с Китаем наметилась очередная остуда, деда обвинили в низкопоклонстве перед Востоком и диссертацию зарубили. Можно себе представить, с каким чувством ученый смотрел, как оклеивают стены плодами еще одного своего напрасного труда.

Долгое время самым распространенным в СССР арифмометром был «Феликс». Он добросовестно работал в бухгалтериях и прочих конторах до конца 70-х годов. Меня, дошколенка, очень интересовала блестящая коробочка с прорезями, в которых, стоило повернуть ручку, начинали мелькать цифры. Время от времени раздавался звонок, предупреждавший, что в расчетах что-то пошло не так. Иногда мама разрешала мне крутануть черный барашек, и множество цифр с треском исчезало, сменяясь длинным рядом нулей. 

Позднее, когда после уроков в школе, находящейся неподалеку от КФЭИ, я заходила за мамой, чтобы вместе идти домой, один из преподавателей попытался объяснить мне принцип работы этого прибора. Хитроумное устройство «умело» производить четыре основных действия (вычитание, сложение, деление и умножение) с числами до 9 знаков, а результат выдавать до 13-значных цифр. Некоторые опытные бухгалтеры умудрялись даже вычислять на нем проценты и корень числа. Но работать было сложно! По крайней мере, мне освоить эту премудрость так и не удалось. Верно говорят: на потомках природа отдыхает! Все, на что оказалась способна я, внучка и дочка статистиков (типичный гуманитарий), - это освоить самые простые вычисления на счетах. Для занятий в школе мне купили маленькие с разноцветными пластиковыми колесиками, но дома я предпочитала учить уроки не с этими «девчачьими», а при помощи настоящих дедушкиных счетов - с крупными деревянными костяшками.
Арифмометр, которым пользовалась мама, принадлежал институту, и его пришлось сдать, а дедушкины счеты сохранились. Понятно, что сейчас, в век компьютеров, костяшками никто не щелкает. Известный сатирик рассказал как-то, что «тупые американцы», увидев старые российские счеты, приняли их за массажер. В этом году я показала внучке-первокласснице, как работать на счетах. Устройство ее не заинтересовало - ведь гораздо быстрее получить ответ на калькуляторе, который есть теперь в любом мобильном телефоне. Мечтая об использовании радиотелефонной связи в республике, ее прапрадед такого в самых смелых фантазиях даже представить себе не мог!

Мария Ермолаева, Казань 

news_right_column_240_400