Об этом говорится в отраслевом докладе «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития», подготовленном Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии и распространенном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
При этом на прошедшем в ноябре прошлого года в Алуште II ежегодном всероссийском форуме региональных средств массовой информации «Траектория смысла» едва ли не в каждом выступлении о печатной прессе говорилось как о неком рудименте на рынке СМИ.
Однако издатели печатной прессы не согласны с таким мнением и в массе своей стараются гибко адаптировать печатные издания под вызовы времени. При этом львиную долю доходов издателям, как и раньше, приносят традиционные печатные (бумажные) газеты и журналы.
В 2015 году кризисная ситуация на российском рынке печатных СМИ обострилась. Неблагополучие в первую очередь вызвано общим экономическим и валютно-финансовым кризисом в стране. Двукратное обесценивание рубля за неполных полтора года, вызвавшее резкое удорожание производства печатной продукции из-за роста цен на бумагу, типографские пластины, краски и другие полиграфические материалы, заметное сокращение реальных доходов и покупательной способности населения негативно влияют на развитие газетно-журнального бизнеса в России и его экономические показатели.
Сказывается и недостаточность мер государственной поддержки этого бизнеса, включая обременительность налогов, практически повсеместное сокращение в субъектах РФ количества специализированных точек розничных продаж периодической печатной и книжной продукции, рост почтовых подписных тарифов, падение интереса к чтению у населения. Вносит свою лепту и бурное развитие цифровых средств массовых коммуникаций. Запреты на рекламу в прессе различных видов товаров тоже привели к значительным потерям доходов.
Благодаря усилиям издателей, ФГУП «Почта России» и Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ в 2015 году удалось улучшить процесс организации подписки на печатную прессу и в основном стабилизировать подписные тиражи, но на гораздо более низком уровне, чем до отмены государственных субсидий в 2014 году.
Глобальный и отечественный опыт развития печатных средств массовой информации в цифровую эпоху также свидетельствует, что количество традиционных газет и журналов сокращается еще и потому, что те из них, которые полностью уходят из «бумаги» в интернет, как правило, достаточно быстро растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов. Поэтому бумажная версия, даже как элитный продукт для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой, собственно, и является аудитория качественной печатной прессы в любой стране, по мнению большинства отраслевых экспертов мирового уровня, должна выходить как можно дольше. В идеале - всегда, так как в этом не только залог успешного продолжения уникальной истории любого газетного или журнального бренда, но и его рыночной востребованности, в том числе рекламной.
Так, результаты исследования «Грамотность и обучение - 2015», проведенного в Великобритании в мае прошлого года компанией Toluna, позволили сделать более чем интересный вывод. Оказалось, что 69% читателей газет и 66% читателей журналов лучше воспринимают информацию на бумаге, а 83% предпочитают чтение текстов на бумажном носителе, тогда как мобильные устройства выбирали лишь 1,6%.
Сравнивать и прогнозировать судьбу российских и зарубежных рынков печатных СМИ в настоящее время достаточно трудно. В Европе печатная пресса имеют массу льгот, включая льготный НДС, а в ряде стран, например, в Албании и Великобритании, действует нулевая (0%) ставка этого налога. Как следствие, западные издатели вопреки трудностям в целом сохраняют оптимизм, а настроения российских издателей теперь, как правило, отличает лишь пессимизм.
В редакционной статье еженедельника «Аргументы и факты», опубликованной 8 октября 2015 года, отмечается, что доверие к печатным СМИ больше даже у самых рьяных пользователей интернета, к тому же печатные издания читают целевые аудитории, находящиеся за пределами досягаемости интернет-СМИ. Как сообщает издание, у печатных СМИ появились новые источники роста - их тиражи увеличиваются в странах, где растет средний класс.
При этом, по данным Минкомсвязи России, доступность широкополосного интернета в стране по итогам 2015 года составляет лишь 66,7%. Чтобы обеспечить высокоскоростной доступ к интернету во всех населенных пунктах страны в установленные сроки, необходимо, по оценкам специалистов, 67,5 млрд руб. бюджетных средств и до 20 млрд руб. средств инвесторов.
Другими словами, фундаментальных причин, обуславливающих резкий спад инвестиционной активности на рынке печатных СМИ России, в данный момент как бы и нет, но такой спад существует. Почему так происходит - отдельный большой вопрос для всех участников рынка периодической печати, особенно для издателей.
Как не раз отмечалось в ежегодных докладах «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, изменения на региональных рынках печатных СМИ страны, вызванные требованиями времени, идут непросто и сопровождаются тратой немалого количества бюджетных средств.
Значительная часть этих средств расходуется на развитие региональных и муниципальных рынков прессы, включая создание региональных медиахолдингов, которые помогли здорово подтянуть общий уровень районных газет и не только их. Без этой поддержки очень многие муниципальные и региональные газеты и журналы попросту не смогут выжить, от чего пострадает и информированность граждан, и целостность единого информационного пространства страны.
По результатам исследования, продолжавшегося почти два года, все российские регионы разделились на четыре группы: с положительным, удовлетворительным, неудовлетворительным и критическим уровнем состояния института массовой информации. При этом Татарстан входит в первую группу наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, Калининградской, Новосибирской, Свердловской областями, Красноярским краем, Ханты-Мансийским АО.
Это исследование показало, что только в 39 регионах страны наблюдается достаточный уровень для полноценного функционирования института массовой информации, тогда как в остальных 46 в лучшем случае развиты отдельные аспекты этого института, а в некоторых из них состояние института СМИ вообще вызывает большие опасения.
При этом, по данным ВЦИОМ, 51% жителей России предпочитают читать газеты и журналы в бумажном формате. Но если традиционную печатную прессу ежедневно читает порядка 12% россиян, то электронную - уже 18%. И все же окончательно отказаться от чтения печатных СМИ российская провинция пока не готова.
Вместе с тем вопрос доверия к информации превратился едва ли не в самую актуальную проблему современных СМИ. Все опросы, проводимые разными исследовательскими организациями во многих странах мира, фиксируют тот факт, что уровень критичности респондентов по отношению к получаемой информации повсеместно достиг небывалых высот. Причем печатная пресса в этих условиях оказалась самым авторитетным и компетентным источником. Интернет-аудитория чрезвычайно распылена и преимущественно потребляет развлекательный контент. Еще одним аргументом против информации, почерпнутой в Сети, стало обилие фейков, буквально заполонивших эфир, так как интернет-журналисты и блогеры не очень утруждают себя проверкой достоверности информации.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что чтение газет, журналов и книг должно стать элементом престижа, социальной значимости и некой моды в обществе.