Для прохождения мной милицейской службы выбрали ОМ «Япеева» и полк ДПС ГИБДД УВД Казани. Первую половину прошедшего вторника я провела в составе следственно-оперативной группы ОМ «Япеева». А в десять вечера меня уже ждали в ГИБДД. Эксперимент закончился утром следующего дня. Выдержать столь напряженный график помогли опыт службы в милиции и подготовка на курсах военных корреспондентов «Бастион-2009».
СОГ. В зоне ответственности ОМ «Япеева» - один из городских рынков, железнодорожный вокзал, торговые и культурные центры, учебные заведения. Жилых домов в центре города мало, контингент соответствующий - бизнесмены, привокзальные бомжи и гости столицы.
Дежурство начинается в 8.00. В составе СОГ следователь, дознаватель, эксперт-криминалист и оперативный сотрудник. Если даже нет вызова, без дела никто из соговцев не сидит. Работы много всегда. Дела нужно расследовать в установленные сроки, иначе граждане напишут жалобу. Однажды потерпевший пообещал написать благодарность министру МВД за оперативный возврат украденных вещей. Но этого никто из группы не дождался - жалоб приходит много больше.
Ближе к обеду поступил вызов в один из салонов красоты: мужчина украл телефон администратора, когда та была занята клиенткой. Девушка запомнила лицо мужчины, приходившего в салон. Позже она с помощью эксперта составила фоторобот подозреваемого.
После суточного дежурства следователю приходится задержаться - должны прийти свидетели для допроса, приехать потерпевшая из другого города. Заморский робокоп сломался бы после месяца такой работы. Видно, российские милиционеры из другого теста.
ЭКИПАЖ. В 22.00 - развод в ГИБДД. Меня определили в экипаж, работавший в Авиастроительном районе. Оформив пару ДТП, встаем у дороги. Есть нарушения, которые можно устранить на месте. Например, эксплуатировать машину с нечитаемым номером запрещено, однако у многих водителей они до сих пор заляпаны осенней грязью. Штраф небольшой - 100 рублей, но это крайняя мера. Для начала инспектор предлагает водителю очистить номерной знак.
Многие реагируют немедленно. Но молодой водитель иномарки уперся, когда инспектор предложил ему снять сетку, которая прячет номер от видеокамер. Юноша высокомерно заявил, что сам снять сетку не сможет, мол, требуются дилерский автосервис и квалифицированные специалисты. По закону ему можно дать три часа на добровольное устранение нарушения. Засекли время. Часок на морозе пошел впрок – парень снял незаконную сетку вне сервиса.
Скоро помощи у нас попросили соседи - экипаж, работающий в Московском районе. Задержанный ими водитель с характерным амбре упорно ронял на землю стерильные трубочки алкотестера, саботируя тест. Когда и трубочки, привезенные нами, оказались на земле, инспектора начали составлять протокол об отказе прохождения освидетельствования. Задержанный вел себя агрессивно. Его не смогли успокоить ни приехавший родственник, ни жена. Досталось всем. Водителя проезжавшего мимо автобуса пригласили в понятые, вторым понятым выступила я.
Тут началось представление, финал которого состоялся уже в ОМ «Московский». Когда водитель автобуса подписал протокол и уехал, свой гнев и ярость задержанный мужчина выплеснул на меня. Сражаться с бравыми четырьмя сотрудниками в форме он не стал. А мне начал угрожать, сфотографировал меня на телефон, чтобы «потом разобраться». Угрозы не прекращались, несмотря на то, что с момента задержания велась видеозапись. Задержанного доставили в ОМ «Московский». Меня уговорили написать заявление. А «мститель», оказавшись за решеткой, принялся уговаривать его отпустить.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ. За время службы практически каждый сотрудник милиции слышит угрозы от задержанных. Кто-то козыряет заламинированной визиткой замминистра МВД. Кто-то начинает названивать знакомым - высокопоставленным лицам, и демонстративно снимать на камеру сотрудников. Фразу «Ты больше работать здесь не будешь!» люди в милицейской форме слышат почти каждый день. Вот и я убедилась, что служба в милиции тяжелая, порой опасная и неблагодарная.