В конце 60-х - начале 70-х годов XIX столетия организатором таких боев выступал Ибрагим Юнусов, личность в городе веcьма известная. Был он сыном городского головы татарской ратуши Губайдуллы Юнусова, почетного гражданина, кожевенного заводчика и первой гильдии купца. Ибрагим пошел по стопам отца и к описываемому времени являлся коммерции советником (к нему надлежало обращаться не иначе как "ваше благородие"!), кавалером двух золотых медалей "За коммерческие успехи", почетным гражданином, чьи привилегии были схожи с дворянскими правами, и первой гильдии купцом (выше не бывает); кожевенным, мыло- и пивоваренным заводчиком и крупнейшим в Казани домовладельцем. Не случайно одна из площадей в Старо-Татарской слободе и сегодня зовется Юнусовской.
Еще был Ибрагим Юнусов, как говорили тогда, миллионщиком. А прежний миллион по покупательной способности рубля на сегодняшний день равен 900 миллионам рублей. Так что состояние Юнусова в ценах нынешнего дня могло превышать 0 млн.
Был он небольшого росточка, весьма подвижен и спортивен и очень любил, говоря современным языком, разного рода боевые искусства. Бокс и кулачные бои вообще являлись коньком Ибрагима Юнусова. Есть сведения, что он даже выписал из-за границы тренера по боксу, у которого брал уроки.
Что же касается кулачных боев, устраиваемых им на озере Кабан, то Юнусов для Старо-Татарской слободы невесть откуда добывал известных на всю Россию записных бойцов вроде Алеши Родимца или Паши Быка, то есть лучших из лучших - их в ходе боя придерживали в запасе, а когда противная сторона начинала ломить, тогда на поле выпускался записной, ломал стенку противника и решал исход состязаний в пользу нанимателей.
В советские времена кулачные бои были запрещены, как и иные массовые игрища, не санкционированные райкомом партии. Ныне эти спортивные состязания стали возрождаться. Но их теперь называют разборками.
Леонид ДЕВЯТЫХ
КСТАТИ
Ибрагим Юнусов был чудаком. Он мог позволить себе разные выходки. Как-то на одном из постоялых дворов он прибил гвоздями к полу галоши выпивших три штофа вина имамов и собрал у крыльца публику. Когда имамы вышли и, пытаясь надеть галоши, стали падать, Ибрагим устроил для духовных лиц настоящее позорище, наказав их таким образом за несоблюдение заповедей Корана.