О традициях народа многое могут рассказать предметы прошлого. На выставке «Полотенца в истории русской семьи: «Люблю сердечно, дарю навечно», которая открылась в КЦ имени А.С.Пушкина, все желающие совершенно бесплатно смогли приобщиться к русской культуре… через рушники.
Как узнал корреспондент, в экспозиции представлены не обычные полотенца, которые мы используем каждый день. За каждым рушником своя история.
Выставка сформирована благодаря кропотливой работе казанских культурологов, которые в ходе этнографических экспедиций отобрали на нее 45 старинных полотенец из 24 районов и городов Татарстана. Плюс сюда добавили некоторые экспонаты из казанских музеев. Концепцию выставки можно обозначить как «Жизнь полотенца». Ведь здесь представлены рушники, которые ткали и на рождение ребенка, и на свадьбу, и на другие события… Причем техники использовались самые разные: браное ткачество, вышивка крестом, гладью, тамбуром и перевитью, коклюшечное и вязаное кружево.
Одна из организаторов выставки - специалист по музейно-выставочной деятельности КЦ имени А.С.Пушкина Диана Плаксина, рассказала корреспонденту, что процесс создания полотенца очень долог. Сначала надо вырастить и собрать лен. Именно из этого материала обычно ткали рушники. Затем идет прядение ниток. И только после этого девушки приступали непосредственно к ткачеству полотна. И заключительный этап - вышивка.
Кстати, в дореволюционные времена в русских деревнях каждая девушка умела ткать полотенца. Иначе шансов выйти замуж у нее было бы немного. Поэтому учиться мастерству ткачества и вышивания начинали с младых ногтей. Более того, к свадьбе потенциальная невеста заготавливала от 10 до 50 полотенец в зависимости от достатка семьи. Занимались этим, конечно, в зимний период, когда не было полевых работ. Этнографы утверждают, что практически в каждом доме имелся ткацкий станок. И это удивляет, поскольку корреспондент своими глазами видел эти станки. Приобретение такого устройства явно было дорогим удовольствием.
Эти мысли подтвердила и современный мастер по ткачеству Ольга Деревянко. Она увлеклась этим делом семь лет назад во время декретного отпуска. Шить уже умела, а вот для ткачества пришлось искать ткацкий станок. Конечно, современный. А на сегодня их стоимость может достигать 900 тысяч, если в рублях. У Ольги станок попроще. Кстати, он стоит у нее на работе, потому что дома занял бы слишком много места.
Начинала с простых изделий: браслетов, книжных закладок, поясов из льняных и хлопчатобумажных тканей. Сейчас Ольга изготавливает половики из полосок старой ткани, свитых определенным образом.
А можно ли в наше время превратить это хобби в бизнес? Ольга ответила утвердительно, но с оговоркой: чтобы завоевать интерес у ценителей ручной работы, надо создавать уникальные вещи.
Возвращаясь в наше общее прошлое, надо напомнить, что рушники использовались практически при любом обряде: рождение ребенка, свадьба, проводы в дальнюю дорогу, в том числе и на военную службу (а продолжаться она могла 25 лет), похороны. Плаксина рассказала, что символика у вышивки на рушниках отличалась для каждого случая и понять ее современному человеку сложно. Хотя надпись «В добрый путь» - точное свидетельство того, что предназначался рушник человеку, надолго покидающему родной дом.
Обрядовые полотенца, по словам Плаксиной, прошли определенную эволюцию. На ранних ее этапах цветовая палитра вышивки была не слишком разнообразна - от черно-белых до черно-красных тонов. Но в более поздний период, в 19-м веке, когда рушники стали производить уже в промышленных масштабах и появилось много новых материалов, их стали украшать синими и оранжевыми цветами. В качестве материала стало использоваться ручное кружево. Появились новые техники вышивки - крестиком и тамбурным швом. И сами произведения народного искусства становились все утонченней и наполненней. Усложнялись сюжеты рисунков - вплоть до плясок на природе и пейзажей.
Создание рушников играло важную роль в социализации девушек. Они собирались вместе в одном доме, и совместная работа всегда сопровождалась разбором деревенских новостей и передачей опыта от старших поколений.
Член Общественной палаты РФ Ольга Павлова обратила внимание на то, что подобные выставки демонстрируют важность семейных ценностей. Исторические артефакты создают ощущение, что предки через них встречаются с нами. Руки мастериц, создававших полотенца с орнаментами, объединяли людей 200, 300 и более лет назад, отметила Павлова. Символично, что эта выставка открыта в Год семьи.