Любовь, проверенная войной

Многие предчувствовали, что грядет что-то ужасное, плохое. Но кто мог знать, что следующий день перевернет судьбы абсолютно всех людей нашей страны?

news_top_970_100

Тысяча девятьсот сорок первый год, двадцать первое июня...
Это был последний день, когда дети могли еще искренне улыбаться, радоваться, когда они еще не почувствовали взросления, которое свалится на них тяжелым грузом совсем скоро…

«Я погуляю!» - крикнула с крыльца тринадцатилетняя Гуляндам своей маме, готовившей в это время обед.

Говорят, у маленьких детей есть некая способность: они могут предчувствовать грядущие изменения и глобальные события, даже если им об этом ничего не говорят. Но Гуляндам уже вышла из этого возраста и была на пороге взросления. Все же в тот день она увидела, что в поведении родителей было что-то странное, они были слишком серьезны. Но уж больно хотелось сегодня встретиться с подружкой.

Улицы почему-то пустовали. Все сидели дома, никуда не выходили. Даже старший брат Ахат решил остаться с родителями.

По пути попался только Карнай, местный заводила. Ему было девятнадцать лет, он уже помогал своей семье по хозяйству, как взрослый. Местные девушки засматривались на парня. Красивый, дружелюбный, веселый, добрый, одним словом, завидный жених. Он был маленькой детской мечтой Гуляндам. Еще будучи ребенком, она влюбилась в него, детские чувства были чистыми и искренними. А Карнай лишь мягко хлопал девочку по плечику, бывало, беззлобно подшучивал над ней. Возможно, он догадывался, почему Гуляндам относится к нему по-особенному, но не придавал этому значения - слишком маленькая еще.

«Пойди-ка лучше домой», - с пронзительной серьезностью произнес Карнай и быстро зашагал к своему дому. Ему, может, и хотелось бы развеселить, взбодрить девочку, но в такой момент ей лучше не гулять на улице, а быть рядом с отцом и матерью.

Двадцать второе июня…
Дети горько плакали, наблюдая за рыдающими матерями и покидающими их отцами.

«Папа! Папочка… Папуля! Не уходи. Вернись, пожалуйста! Слезы сами текут по щеке, их не остановить… Давно я так не плакала. Папа сказал Ахату, что он теперь главный в семье. Я не могу смотреть на маму: она никогда не была в таком отчаянии. Папа обещал вернуться. Почему я ему не верю?..» - в этот день Гуляндам видела отца в последний раз.

Гарафетдин Хисамиевич Хисамиев (среди близких просто Гарафи) в возрасте 44 лет погиб смертью храбрых под Сталинградом в 1943 году. В этот же год, узнав о героической смерти отца, на фронт уходит семнадцатилетний Ахат, оставляя мать и младшую сестру в Больших Битаманах.

В первый же день войны Гуляндам повзрослела. Еды в доме становилось все меньше, а работы все больше. Девочка была очень упорной. В дни, когда силы уже были на исходе, Гуляндам брала себя в руки и продолжала трудиться. Мысли об отце, брате, маме, обо всех тех, кто ушел на фронт, заставляли ее каждый раз вставать ранним утром.

Тысяча девятьсот сорок шестой год. Июль месяц…
За время, которое Карнай провел на войне, он понял, что ничего не может быть роднее, чем любимая деревня Битаманы. Прошел уже год, как война на Родине закончилась, и любимая деревня цвела, радовались мирному небу ее обитатели.

Карнай хорошо помнил последний день перед отъездом на фронт. Весь привычный мир обрушился, но настоящий ужас он увидел на войне.

Родной дом был уже совсем рядом, когда Карнай заметил Гуляндам. Она уже не была той нескладной девочкой с подростковой фигуркой, хотя из-за трудной и несытой послевоенной жизни выглядела худой. Но у нее все такие же густые черные волосы, голубые, как небо, глаза и нежная, слегка загоревшая на солнце кожа.

Увидев Карная, Гуляндам бросилась ему на шею. Обняла крепко и тепло. И в эту секунду Карнай почувствовал, что именно такой и должна быть его жена: ответственной и стойкой, как боец, рассудительной, как взрослая, и преданной, как ребенок.

Смею сказать, что те, о ком я писала, это мои прадедушка и прабабушка - Карнай Гарифуллович Гарифуллин, 1922 года рождения, и Гуляндам Гарафиевна Хисамиева (ныне Гарифуллина), 1928 года рождения. Карнай женился на Гуляндам через месяц после своего возвращения. У них родились две девочки и два мальчика: Рауфа, Кафиль, Зухра и Юныс. В память о себе прадед дал своим детям фамилию Карнаевых. Моей бабушкой является их старшая дочь Рауфа.

Карнай Гарифуллович Гарифуллин умер в 1988 году в возрасте 66 лет. К сожалению, я не смогла его увидеть, так как сама родилась в 1998 году. Но я хорошо запомнила свою прабабушку Гуляндам. В моей памяти она навсегда останется доброй и чуткой женщиной, которая, несмотря на болезни, подорвавшие ее здоровье, продолжала трудиться и помогать близким в домашних делах. Все ее уважали и ценили за ум, рассудительность, чуткость и доброту. Моя прабабушка умерла в 2008 году в возрасте 80 лет, имея уже трех правнуков.

Говорят, что я очень похожа на свою прабабушку. Мне это очень приятно. Может быть, из-за того, что я на нее похожа, я так близко к сердцу приняла историю этой любви. И уверена, что смогу передать ее своим детям и внукам.

Аделя Саитова, ученица 11-го класса Дубъязской средней общеобразовательной школы Высокогорского района РТ

news_right_column_240_400