Людмила Дмитриевская: У адвоката должна быть мозоль на сердце

В кабинете председателя президиума Коллегии адвокатов РТ, президента Адвокатской палаты РТ Людмилы ДМИТРИЕВСКОЙ много цветов. Здесь цветут даже капризные и нежные орхидеи. В эти дни кабинет превратился в настоящий сад, потому что 21 ноября Людмила Митрофановна отметила свой юбилей. «КВ» присоединяются к поздравлениям. Долголетия, здоровья, удачи во всем вам, Людмила Митрофановна!

news_top_970_100
Представляем героя интервью
Людмила Дмитриевская родилась в с. Морки Марийской АССР. В 1955 г. окончила юрфак КГУ им. В.И.Ульянова-Ленина. С этого же года - член Коллегии адвокатов Татарстана. В 1967 - 1977 гг. - заведующая Альметьевской городской юридической консультацией. С 1984 г. - председатель президиума Коллегии адвокатов Татарстана. С 2002 г. - президент Адвокатской палаты РТ, с 2003-го - член совета Федеральной палаты адвокатов России, вице-президент Федерального союза адвокатов России, вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов. Замужем, имеет сына и дочь. В свободное время любит читать, собирать грибы.

Поддерживать подзащитного, несмотря ни на что
- В последние годы профессия адвоката стала престижной и даже модной. Вы ощущаете, что статус адвоката в обществе изменился?
- Да, конечно, жизнь изменилась. Условия стали другими, статус адвоката тоже изменился. Хотя проблемы, которые он решает, например, в рамках гражданских дел, те же: имущественные споры, разводы, алименты... Разница только в том, что собственности у людей стало больше, поэтому и дела решаются сложнее. Раньше при разводе дети бесспорно оставались с мамой. Сейчас их часто забирают папы. Это тоже новое явление нынешнего времени.- Важно ли для адвоката призвание?
- Конечно, есть люди, изначально нацеленные стать адвокатом. Сейчас довольно много молодых ребят, которые еще студентами определились в своем выборе. Но большинство приходят в адвокатуру, имея за плечами большой багаж юридической практики, много лет проработав следователем или юрисконсультом. - Чтобы защищать человека, нужно ли сначала оправдать его для самого себя?
- Адвокат должен поддерживать позицию своего подзащитного, невзирая ни на что. Их позиция должна быть единой во всем. Если адвокат этого не делает, то привлекается к дисциплинарной ответственности. Он может не поддерживать линию своего подзащитного только в одном-единственном случае: когда видит, что человек явно оговаривает себя. Поэтому у адвоката должна быть настойчивость, принципиальность и даже мужество в отстаивании своей позиции. Все для подзащитного
- Людмила Митрофановна, самое интересное и необычное дело из вашей многолетней адвокатской практики...
- Я тогда была рядовым адвокатом. Судили женщину-врача, награжденную орденом Трудового Красного Знамени. Она была главврачом сельской больницы, и ее привлекли за хищение. Там было несколько пунктов обвинения. Например, у нее дома обнаружили старый казенный шкаф. Провели проверку в больничной столовой - оказалось, что в котлетах не хватало мяса, где-то недосчитались масла... Недостача измерялась в граммах. Но по тем временам это были серьезные обвинения. Я так близко к сердцу восприняла судьбу этой женщины, что защищала ее очень эмоционально. В результате срок снизили, но мера наказания осталась связанной с лишением свободы. После процесса пришла домой опустошенная. Лежу и думаю: если каждый раз я так буду защищать, то что от меня останется? Начала себя убеждать: «Так нельзя! Надо быть более сдержанной».- Удалось убедить?
- В какой-то мере, но я по натуре человек эмоциональный, все пропускаю через себя. Один умный человек хорошо сказал: у адвоката должна быть мозоль на сердце. Вот у меня такой мозоли на сердце не было. Случались и более экстремальные моменты. На одном процессе мой подзащитный порезал себя лезвием. Причем сделал он это в защиту адвоката - в знак протеста, что судья грубо и несправедливо отклонил мой вопрос. Как ему удалось пронести на заседание лезвие, непонятно. Еще был случай, когда мой подзащитный совершил попытку побега прямо из зала суда. Его застрелили на месте. - Вы часто задаете себе вопрос: все ли я сделала для подзащитного?
- Каждый адвокат задается таким вопросом. Дело в том, что в судебной практике процент оправдательных приговоров очень маленький. Поэтому каждый оправдательный приговор - для адвоката праздник. - Легче ли адвокату работать с судом присяжных?
- Есть разные мнения по этому поводу. Но считается, что суд присяжных - более прогрессивная форма судопроизводства. Эмоциональное выступление защитника, его артистизм, остроумие, умение найти нужные слова и интонацию конечно могут расчувствовать присяжных и повлиять на их решение. Жалуются все!
- Если человек не удовлетворен работой защитника, он жалуется в палату адвокатов?
- Рассмотрение жалоб - одна из наших обязанностей. Еще мы обеспечиваем повышение профессионального уровня, защиту прав адвокатов, контролируем обеспечение бесплатной помощи гражданам...- Часто жалуются?
- Да, причем все стороны. Подзащитные говорят, что адвокат взял деньги, а суд все равно вынес обвинительный приговор... Органы следствия бывают недовольны, если адвокат вовремя не приходит на следственные действия... Судебные органы жалуются на поведение адвоката во время судебного процесса... С каждой такой жалобой разбирается квалификационная комиссия. По результатам проверки защитнику, который нарушил Кодекс профессиональной этики адвоката, могут вынести замечание, предупреждение - вплоть до прекращения статуса адвоката.- Сейчас много объявлений, рекламирующих юридические услуги фирм, частных лиц. Как не ошибиться в выборе?
- Адвокаты, как я уже сказала, оказывают не услуги, а юридическую помощь. Услуги оказывают юристы, которые регистрируются как предприниматели, но порой они и не делают этого, а люди воспринимают их как адвокатов. Таких находят по объявлениям, обращаются к ним за помощью, платят немалые деньги... А когда с этим юристом возникают проблемы, звонят нам, в адвокатскую палату: «Ваш адвокат получил деньги и скрывается!» Мы сверяемся с реестром адвокатов Татарстана и отвечаем: «Извините, у нас такого адвоката нет».- Каждый ли адвокат должен быть зарегистрирован в реестре?
- Да, его ведет Управление Министерства юстиции РФ по РТ, и в него ежемесячно вносятся изменения. Сейчас в нем 1307 адвокатов, которые официально работают в республике.

news_right_column_240_400